Найти тему
Империя Вещает

Досталинская "индустриализация"

Билимбаевский чугуноплавильный завод вблизи Екатеринбурга: основан в 1734 г., фото конца XIX в. На переднем плане — 1-2-этажный корпус XVIII в., на заднем плане справа — новое доменное производство, построенное в 1840-х гг.
Билимбаевский чугуноплавильный завод вблизи Екатеринбурга: основан в 1734 г., фото конца XIX в. На переднем плане — 1-2-этажный корпус XVIII в., на заднем плане справа — новое доменное производство, построенное в 1840-х гг.

Уровень развития промышленности в Российской Империи прекрасно характеризуют 2 факта:

1) Уровень сельского населения в 85-90%. В то же время в США на 1900 год уровень урбанизации составляет 39.6%, а на 1930 год 56.1% . Источник https://en.wikipedia.org/wiki/Urbanization_in_the_Uni..

Другими словами Россия основательна застряла в деревне и ни о каком значимом промышленном производстве до сталинской индустриализации говорить не приходится, Иосиф Виссарионович, утверждая, что мы отстали от запад на 50-100 лет, ничуть не преувеличивал.

Верхне-Кыштымский завод. Рабочие у здания цеха. Неизвестный автор, 1900 - 1915 год, Пермская губ., Екатеринбургский у., Кыштым, Государственный исторический музей Южного Урала.
Верхне-Кыштымский завод. Рабочие у здания цеха. Неизвестный автор, 1900 - 1915 год, Пермская губ., Екатеринбургский у., Кыштым, Государственный исторический музей Южного Урала.
Механический завод «В. Г. Столль и К°». Контора товарищества. Неизвестный автор, 1900 - 1915 год, Оренбургская губ., Челябинский у., г. Челябинск, Государственный исторический музей Южного Урала.
Механический завод «В. Г. Столль и К°». Контора товарищества. Неизвестный автор, 1900 - 1915 год, Оренбургская губ., Челябинский у., г. Челябинск, Государственный исторический музей Южного Урала.

2) Производство военной продукции в годы Первой мировой войны по сравнению с другими державами позорно низкое, в первую очередь это касается технически сложных изделий вроде двигателей.

Население России в 1900 году составляло порядка 140 млн человек.[1] Теперь посчитайте, и увидите, что абсолютная численность городского населения в США и России мало различалась в тот год (население США тогда составляло 76 млн человек). Рождаемость в деревне была колоссальная - население РИ с 1900 до 1910 года выросло на 20 млн человек, что на 4 миллиона больше, чем в США за тот же период.[2] Причем в США приезжали в те годы по миллиону в год, а Россия росла за счет естественного прироста. [3] И люди, приезжавшие в США, оседали в основном в городах. Отсюда и вся разница. Так что нормально развивалась Россия в плане городов и промышленности в абсолютных цифрах, но из-за колоссального роста населения (ставшего возможным в том числе благодаря подъему медицины и экономики) урбанизация просто не поспевала за ростом сельского населения. Но разве это была беда России? Потом эти многие миллионы людей осуществляли индустриализацию, выиграли войну, а если бы не революция, разруха, уничтожение церкви и падение нравов - может быть действительно, как предсказывал Менделеев, в России бы сейчас жило порядка 500 миллионов человек. И при такой плотности населения инфраструктура была бы более окупаемой и жизнь более комфортной, и рынок бы бы достаточно емким для любых крупных разработок.

Лысьвенский чугунолитейный завод. Рабочие на территории завода. Розов, 1910 год, Пермская губ., г. Лысьва, Институт истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН).
Лысьвенский чугунолитейный завод. Рабочие на территории завода. Розов, 1910 год, Пермская губ., г. Лысьва, Институт истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН).
Доменный цех Саткинского казенного завода. Неизвестный автор, 1914 год, Уфимская губ., Троицкий у., г. Миасс, Государственный исторический музей Южного Урала.
Доменный цех Саткинского казенного завода. Неизвестный автор, 1914 год, Уфимская губ., Троицкий у., г. Миасс, Государственный исторический музей Южного Урала.

Основой индустриализации в 19 веке было строительство железных дорог. В силу климата, размеров страны и низкой плотности населения создание ж/д сети в России было гораздо более сложным делом, чем в Европе или США. Там с этим справились быстрее, и быстрее пожали плоды. А плоды царского дорожного строительства (непревзойденного с тех пор по темпам роста километража) достались уже СССР - как раз к концу Империи успели достроить Транссиб, ж/д в Мурманск и во многие другие ключевые точки. AlexBond (обсуждение) 02:53, 29 апреля 2015 (MSK)

Источники:
1)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Российской_империи_%281897—1917%29

2) https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_США

3) https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_immigration_to_the_United_States

4) https://en.wikipedia.org/wiki/Urbanization_in_the_United_States

#россия #индустрилизация #российская империя #индустрилизация россии #царская промышленность #промышленность российской империи