Найти тему
Логопед на диване

С чего начать, или «Причешем язычок»

Оглавление

Фотография из открытых источников

Зарядка, но не для хвоста!

Начиная самостоятельные логопедические занятия с ребенком, родители часто теряются среди многообразия предлагаемых методик и не могут выстроить чёткий план работы. Здесь следует помнить о том, что любая логопедическая работа идет сразу в двух направлениях:

· коррекция дефекта, речевого нарушения.

· развитие речевых навыков.

Чтобы понять, какой именно дефект необходимо исправлять, нужна логопедическая диагностика. Однако даже без неё, если у ребёнка нет тяжёлых заболеваний или пороков развития (например, ДЦП, черепно-мозговые травмы, опухоли, олигофрения, тугоухость и проч.), можно начать работать над укреплением мышц речевого аппарата, выработкой правильного дыхания и развитием голоса.

Почему это так важно? Зачем логопеды постоянно акцентируют внимание на логопедическом массаже, дыхательной и артикуляционной гимнастике? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, какое значение придаётся физической активности для сохранения стройности и молодости нашего тела. Без тренировки мышцы становятся слабыми и дряблыми, теряется выносливость, появляются сопутствующие проблемы: ожирение, болезни сердца и сосудов. Мышцы, отвечающие за речь, так же, как и все остальные мышцы нашего тела, нуждаются в постоянной тренировке. Чем меньше они тренированы, тем выше их утомляемость, тем сложнее ребенку повторить то или иное движение языком, удержать необходимое положение органов речи, чтобы правильно произнести звук.

Нередко при постановке звука на практике можно наблюдать такую картину: логопед показывает ребенку, как нужно произнести звук, и заводит кончик языка за верхние зубы, а ребенок не может повторить эту позу, потому что мышцы его язычка не привыкли к точным и слаженным движениям по команде своего маленького владельца.

Первое, с чего мы начнем, это укрепление мышц речевого аппарата: языка, губ, щёк, челюсти. Для этого есть два пути:

  • активное развитие с помощью тренировок – артикуляционной гимнастики;
  • пассивная стимуляция для улучшения мышечного тонуса, основным методом которой является логопедический массаж.

Мы будем их чередовать. И начнем с логопедического массажа.

Логопедический массаж - это просто?

Качественный логопедический массаж может провести только специально обученный специалист. Но это не значит, что мы сами ничего не можем сделать в этом направлении. Важно знать нехитрые правила и приёмы проведения логомассажа.

Запомните пять главных «НЕЛЬЗЯ» для его проведения:

  1. Наличие эпилептических припадков, судорог (в настоящем или прошлом).
  2. Любые воспалительные заболевания полости рта и глотки.
  3. Признаки ОРВИ (кашель, насморк, боль в горле, повышенная температура).
  4. Опухоли лица, шеи.
  5. Состояния после оперативного лечения зубов, неба, горла.

В остальных случаях можно проводить логопедический массаж. Обычно логопед проводит его с помощью зондов, которые вводит в полость рта. Однако дома почти нет возможности купить необходимые зонды и научиться их грамотно использовать. Поэтому обратимся к подручным, доступным и безопасным средствам.

Для первого сеанса массажа нам понадобится новая детская щётка с мягким ворсом. Эта щётка должна использоваться только для массажа: чистить зубы ей нельзя. Перед использованием щётку надо обработать: помыть водой, обдать кипятком. Кстати, перед массажем надо также обязательно мыть руки!

Чтобы не испугать ребенка и привить ему привычку проводить эту процедуру, лучше организовать её в форме игры. После умывания мама предлагает ребёнку «причесать язычок» так же, как он причесывает волосы расческой.

Техника массажа

Вертикальные движения («расчёсывание»)

Мама или сам ребенок берут щетку в рабочую руку, ребенок высовывает язычок, распластав его по нижней губе, и лёгкими (сильно давить ни в коем случае нельзя!) движениями начинает поглаживать язычок щетинкой от корня к кончику, а затем наоборот – от кончика к корню. И так по 10-15 раз, слегка усиливая нажатие. Упражнение можно сопровождать стишками: Давай причешем язычок, / Чтобы он сказал звучок!

Движение по кругу с вибрацией

Ребенок высовывает язычок, распластав его по нижней губе, а мама лёгкими круговыми движениями массирует язычок от корня к кончику, сначала надавливая на щетину, а потом отпуская её. Для удобства можно мысленно наметить по вертикали на язычке 5 точек справа и слева и надавливать на каждую из них по очереди. Затем это же движение повторяется от кончика языка к корню. И так до 10 раз. Упражнение можно сопровождать стишками: По дорожке топал мишка, / Собирал в карманы шишки!

Растягивание «уздечки»

Под языком у малышей и взрослых находится подъязычная складка, которую называют уздечкой. Часто она короткая, что весьма мешает подвижности языка. Иногда такое состояние подвергается лечению только оперативным путем в кабинете хирурга. Однако в ряде случаев специалисты не рекомендуют операцию, а предлагают решить эту проблему путем специальных упражнений, направленных на увеличение эластичности и подвижности подъязычной складки. Помните, что эту нежную складочку легко травмировать, поэтому все движения делайте очень осторожно! Ребенок должен поднять язычок кверху, к верхней губе, а мама располагает складку между щетинками и очень легко подтягивает её вверх (5-10 раз). Упражнение можно сопровождать стишками: Тянем, тянем бегемота! / Из болота, из болота!

«Бокс» / «Футбол»

Ребенок высовывает язычок между зубами, упирается в щетину и выталкивает её короткими, резкими «ударами» (как боксёр или футболист), мама же старается удержать щетину в прежнем положении (повторяем до 10 раз). Упражнение можно сопровождать стишками: Язычок играл в футбол / И забил в ворота гол!

Боковые «причёсывания»

Ребенок отводит язычок влево (или вправо), а мама поглаживает язычок сбоку щетинкой от корня к кончику, а затем – от кончика к корню. Повторяет 10-12 раз. Упражнение можно сопровождать стишками: Кошка ляжет на бочок – / Мы причешем язычок!

«Причёсывание» щёк

Упражнение аналогично тому, которое мы делали, когда «причесывали» язычок. Только теперь наша задача – поглаживать внутреннюю поверхность щеки (10-15 раз).

Общая техника массажа щёткой представлена на этой схеме, где разными стрелочками показаны направление и последовательность движений.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Такой «массаж» улучшит кровообращение, повысит мышечный тонус (при вялости мышц речевого аппарата), разогреет мышцы перед артикуляционной гимнастикой, да и просто подарит ребенку хорошее настроение.