В предыдущих публикациях мы уже рассматривали крейсера типа «Катори», которые проектировались и строились как учебные. Для тех кто пропустил эти публикации, ссылки ниже:
"Боевые" возможности учебных крейсеров типа "Катори"
Исходя из предназначения эти корабли изначально для боевых действий не были приспособлены, однако суровая действительность в виде войны на Тихом океане привела японцев к необходимости использовать все, что у них было. Несмотря на общую слабость вооружения, корабли активно эксплуатировались Японским императорским флотом вплоть до заключительных этапов войны на Тихом океане. Предлагаем вспомнить как прошла служба этих трех кораблей, и начнем с головного.
Учебный (легкий) крейсер «Катори»
После вступления корабля в строй 20 апреля 1940 года "Катори" был направлен в учебную эскадру, которая базировалась в Йокосуке. В период с августа по сентябрь 1940 года корабль совершил учебный поход вдоль побережья Китая и Кореи, заходя в Чинкай, Инхон и Шанхай, затем, с октября по ноябрь, еще один с заходами в Манилу, Бангкок, Батавию, Палау и на атолл Трук. То есть занялся задачами по своему предназначению, но потом его "специализация" несколько изменилась.
После этих двух первых учебных походов крейсер назначают флагманским кораблем 1-ой эскадры подводных лодок Шестого флота (флагман-вице-адмирал Хирата), а затем – флагманским кораблем Шестого флота (флагман-вице-адмирала Симидзу). Вы думаете "флагман флота" - это всегда линкор или авианосец? Да ничего подобного, ))).
Вместе со своим соединением корабль проводил патрулирование e побережья Китая в период с мая по июнь 1941 года, а после этого успел побывать на ремонте в Йокосуке (9 сентября - 15 сентября). После ремонта корабль снова вышел в море и занялся на это раз учебными мероприятиями в водах Метрополии до ноября 1941 года.
Накануне войны, 24 ноября крейсер перешел на атолл Трук, после – на остров Кваджелейн. Между этими двумя пунктами крейсер курсировал до первого февраля 1942 года, когда он был поврежден самолетами с американского авианосца "Энтерпрайз", причем настолько сильно, что ему потребовался ремонт, который длился до марта того же года. После ремонта крейсер занимается тем, ради чего создавался: обучением кадетов, однако это продолжилось не долго.
30 апреля крейсер вернулся на остров Кваджелейн, где вновь стал флагманским кораблем Шестого флота.
Для справки: по состоянию на 8 декабря 1941 года Шестой флот (или Передовое экспедиционное соединение) включал в себя три эскадры подводных лодок: 1-я эскадра ПЛ (4 дивизиона ПЛ, всего 13 подводных лодок и плавбаза ПЛ), 2-я эскадра ПО (2 дивизиона ПЛ, всего 8 подводных лодок и плавбаза ПЛ), 3-я эскадра ПЛ (3 дивизиона ПЛ, всего 9 подводных лодок и плавбаза ПЛ), соединение снабжения (транспорт и два танкера).
«Катори» в это время в основном выполняет функции штаба и эскорта. В августе 1942 года корабль был направлен в Йокосуку для ремонта и модернизации зенитного вооружения, а с 24 августа 1942 года по февраль 1944 года крейсер вновь выполняет штабные функции в Шестом флоте (с перерывом на ремонт в марте 1943 года). 15 февраля «Катори» перешел в распоряжение эскортных соединений Японского императорского флота, и на этом "спокойная жизнь корабля закончилась.
В7 февраля «Катори» вышел из порта Трука, сопровождая вооружённое торговое судно (вспомогтальеный крейсер) "Акаги-мару", два эсминца и тральщик «Сёнан-мару №15». На переходе крейсер был атакован истребителями и торпедоносцами-бомбардировщиками с американских авианосцев "Йорктаун" ,"Интрепид", "Эссекс", "Банкер-Холл", "Коупенс", которые шли для удара по Труку . В результате авианалёта «Акаги-мару» пошёл ко дну, а «Катори» получил небольшие повреждения от попадания торпеды. Но на этом страдания учебного крейсера не закончились. Спустя несколько часов группу "Катори" обнаружили корабли оперативной группы 50.9 (ЛК "Нью-Джерси", "Айова", крейсера "Миннеаполис", "Новый Орлеан", эсминцы "Бредфорд" и "Бернс").
Задержанные спасением экипажа «Акаги Мару» корабли не успели далеко отойти и были настигнуты ОГ 50.9 в сорока милях к северо-западу от острова. Первым вступил в бой «Сенан- Мару № 15». У траулера не было никаких шансов даже против эсминцев, которые многочисленными попаданиями подожгли его в первые десять минут. А когда спустя еще несколько минут к «Сенан- Мару № 15» приблизился «Нью-Джерси» и дал бортовой залп из 127-мм орудий, то траулер просто разорвало на части. Тем временем по «Катори», который не мог быстро двигаться из-за поврежденного авиабомбой машинного отделения, американскими эсминцами были выпущены торпеды, и он в свою очередь ответил тем же. Однако ни одна из торпед не достигла цели. Тогда с дистанции 87 кбт огонь из главного калибра открыли «Айова» и оба тяжелых крейсера. Уже после первых залпов, получив многочисленные попадания в левый борт (в том числе ниже ватерлинии), «Катори» перевернулся и затонул в считанные минуты. Вскоре за ним последовал один из эсминцев, который вышел в атаку на "Айову", но получил многочисленные повреждения и затонул.
Для справки: Встречаются данные, что в этом бою с расстояния примерно 13258 м «Айова» сделала 46 выстрелов 406-мм ОФ снарядами и 124 выстрела 127-мм снарядами, сделав всего 8 залпов. По данным самолётов палубной авиации, после второго залпа «Айовы» были зафиксированы попадания в «Катори», а после четвёртого залпа корабль перевернулся на левый борт: были обнаружены семь крупных отверстий диаметром 1,5 м каждое в правом борту (одно находилось под мостиком в 1,5 м над ватерлинией, ещё несколько были на уровне самой ватерлинии) и как минимум девять маленьких отверстий. Разрушения на левом борту были ещё более колоссальными. Через 5 минут под водой оказалась корма «Катори», который кренился на левый борт и уходил на дно.
Надо признать, не каждому крупному боевому кораблю японского флота довелось погибнуть так геройски.
Учебный (легкий) крейсер «Касии»
Крейсер вступил в строй самым последним из трех кораблей серии, 13 июля 1941 года. Был приписан к военно-морской базе в Сасебо, и уже 15 июля 1941 года «Касии» стал флагманским кораблем Южного Экспедиционного флота (флагман-вице-адмирал Дзисабуро Одзава), которое было довольно разношерстным соединением, иногда встречается наименование - Флот южного района.
Для справки: по состоянию на 8 декабря 1941 года Флот южного района включал в себя: 9-е базовое соединение (шесть тральщиков, пять морских охотников, сетевой заградитель, две канонерские лодки-минзага, минзаг, гидроавиатранспорт), 11-е специальное базовое соединение (канонерская лодка- минзаг), 2-е специальное соединение морской пехоты Йокосука, а также гидроавиатранспорт, сторожевой корабль и транспорт.
В ноябре крейсер возглавил 2-ю Эскортную группу Малайского оперативного соединения, где и действовал в период с декабря по март 1942 года. В марте корабль перешел в Сингапур и его включили в состав Первой Эскортной группы. Затем, до июля того же года, крейсер выполняет эскортные и транспортные функции. Как видим, в этот период всем было не до учебы.
С августа 28 июля по 20 августа «Касии» под флагом вице-адмирала Окаваичи совершает инспекции Мергуя, Рангуна, порта Блейр, Сабанга и Пенанга. В сентябре 1942 года крейсер возвращается к эскортной службе, базируясь в Рабауле. С ноября по декабрь «Касии» занимался патрулированием между Суматрой и Андаманскими островами. В январе 1943 года крейсер прошел доковый ремонт в Сингапуре, после чего корабль под флагом вице-адмирала Ендо проводит инспекционные проверки Паданга, Сиболги, Сабанга, Никобарских островов и порта Блейр, после чего его вернули к эскортной службе. Можно заметить, что адмиралы довольно часто использовали это корабль для обхода "подконтрольных" территорий, видимо внутренние помещения вполне устраивали флотоводцев.
Но эти походы не были мирными прогулками. Во время эскортирования кораблей к Сабангу, «Касии» был поврежден торпедой, которая была выпущена английской подводной лодкой "Трайдент".
По другим данным, подводная лодка выпустила восемь торпед из носовых аппаратов, однако не попала в крейсер ни разу.
После восстановления корабля (в период с 1 по 11 сентября 1943 года) продолжает заниматься эскортированием кораблей. С 21 сентября по 27 ноября «Касии» совершил пять походов на Андаманские острова, доставив Императорской армии Японии подкрепления и припасы без единого происшествия. 30 ноября «Касии» лишился статуса флагмана Южного Экспедиционного флота и был передан в распоряжение военно-морской академии в Этадзиме.
С марта по апрель 1944 года крейсер прошел модернизацию, в ходе которой были демонтированы торпедные аппараты, а также усилено зенитное и противолодочное вооружение, установлены РЛС. После модернизации «Касии» переклассифицировали в штабной корабль ПЛО и включили в состав 1-го Эскортного дивизиона. В июне корабль прошел еще одну модернизацию: у корабля еще больше усилили зенитное вооружение, а также заменили РЛС на более совершенные.
После модернизаций, в период с июля по январь, крейсер занимался эскортированием транспортов. Во время одной из эскортных операций 12 января 1945 года около побережья Французского Индокитая соединение, в составе которого находился «Касии», было атаковано американской палубной авиацией.
Для справки: противником "Касии" на это раз были бомбардировщики TF.38, куда входили авианосцы "Лексингтон", "Хорнет", "Хэнкок", "Эссекс", "Тикондерога", "Лэнгли", "Сан-Хасинто", и итог схватки был очевидным.
В результате налета конвой был почти полностью уничтожен. В правый борт «Касии» попала торпеда, выпущенная торпедоносцем Грумман TBF "Авенджер", затем еще две бомбы угодили в корму, что привело к детонации хранившихся там глубинных бомб и взрыву корабля. Крейсер затонул носом вверх: из 640 человек спасти удалось только 19 (по другим данным - 25).
Учебный крейсер «Кашима»
В строй крейсер "Кашима" был вторым в данной серии и вступил в строй 31 мая 1940 года. Сразу же после принятия флотом находился в составе той же учебной эскадры в Йокосуке, что и его систершип «Катори». С сентября по ноябрь 1941 года «Кашима» являлся флагманом 18-ой дивизии крейсеров Четвертого флота. Вместе с дивизией (крейсера "Тенрю", "Тацута") крейсер совершил несколько учебных походов по центральной части Тихого океана.
Незадолго до нападения на Перл-Харбор (1 декабря 1941 года) «Кашима» становится флагманским кораблем Четвертого флота (флагман-вице-адмирал Сигэёси Иноуэ), называемое иногда Соединением внешних море. С началом войны крейсер прямого участия в боевых действиях не принимал и выполнял либо штабные, либо эскортные функции. В мае 1942 года «Кашима» перешел на остров Трук, а в июле-августе - на нем провели ремонт и модернизацию зенитного вооружения. С августа по ноябрь 1943 года корабль выполнял привычные штабные, транспортные и эскортные функции. При этом крейсер уже базировался на атолле Кваджелейн и на острове Рой.
В ноябре 1943 года «Кашима» перестал быть флагманом Четвертого флота и получил статус учебного корабля, который сохранил почти год до ноября 1944 года. К этому времени японцы уже окончательно и бесповоротно проигрывали войну на Тихом океане, и крейсер было решено модернизировать и приспособить для эскортных и противолодочных операций. Модернизация происходила в период с декабря 1944 по январь 1945 годов. На корабле было усилено зенитное вооружение, установлены сбрасыватели глубинных бомб и бомбометы, РЛС. После столь масштабной модернизации крейсер был переклассифицирован в штабной корабль ПЛО.
Несмотря на это до февраля 1945 года корабль занимался боевой подготовкой, а его зенитное вооружение было усилено еще раз: количество 25-мм зенитных автоматов увеличилось до 38.
После этого корабль приступил к несению службы в составе эскортных соединений, которые обеспечивали безопасность конвоев около побережья Китая и Кореи. 5 июля 1945 года «Кашима» прибыл в Майдзуру, где крейсер возглавил Первый Эскортный флот. После этого до конца войны корабль занимался борьбой против подводных лодок противника. Конец войны крейсер встретил в Куре, где был полностью разоружен и в дальнейшем использовался в качестве транспорта. В 1947 году корабль был разобран на металл в Нагасаки.
Как видите, служба кораблей данного класса была достаточно рутинной и, с точки зрения читателя, скучной. Но как бы далеко "штабной корабль" (или учебный) не находился от линии фронта от гибели его мало что может спасти, и судьба крейсеров типа "Катори" этому подтверждение.
Однако стоит заметить, что любая война – это по сути рутина, и без этой самой рутины войны вообще не может быть.
Источники: Eric Lacroix, Linton Wells II “Japanese cruisers of the Pacific war” Chatham Publishing, London, 1999 г.; Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918-8.1945 гг: справочник / Ю.В.Апальков .- СПб.: Галея Принт, 1997.- 156 с., илл.; Михайлов А.А. Легкие крейсера Японии (1917-1945).- СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2005.-120 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др.- М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 352 с.; Каторин, Ю.Ф. Крейсеры. Часть I / Ю.Ф.Каторин.- СПб.: Галея-Принт, 2008.-128 с.; Ненахов, Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910 / Ю.Ю.Ненахов.- М.:АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 464 с.