"Не знаю, как ему помочь!" Мама пятиклассника горестно разводит руками. Перед ней лежит раскрытая тетрадь ее сына для контрольных работ по русскому языку. Страница пестрит красными пометами. "У него всегда были проблемы с русским, - продолжает мама. - Невнимательный, буквы пропускает, когда пишет. Правило выучит вроде бы, а как дойдет до слова, так обязательно сделает ошибку". Я киваю и очень тактично интересуюсь, посещали ли они логопеда. "Да, - кивает мама, - в четвертом классе целый месяц ходили. У него с речью все нормально. Вот только бы внимания побольше".
Таких разговоров с родителями в моей практике было немало. К сожалению, родители не всегда понимают, что причины стойкой безграмотности, "безобидные" на первый взгляд пропуски букв или их перестановка во время письма кроются в речевых нарушениях. И исправить их может только коррекция специалиста-логопеда.
Какие же нарушения попадают в сферу работы логопеда? Чаще всего родители полагают, что логопед работает только с "ярко выраженными" дефектами. Например, ребенок не выговаривает какой-то звук, сильно заикается или вообще не разговаривает. Но помимо нарушений произношения звуков и тяжелых речевых дефектов есть ещё масса случаев, когда посещение логопеда необходимо.
Речь - довольно сложный процесс, психофизиология которого включает не только произношение, но и планирование сообщения, отбор языковых средств, их группировку и структурирование. "Пробелы" на любом из этих этапов неизбежно приведут к речевым нарушениям.
Если у вас есть ребенок-школьник, знакомы ли вам жалобы учителей на то, что он с трудом пишет диктанты на слух, плохо формулирует свои мысли в сочинениях, неправильно строит предложения или часто употребляет одно и то же слово, затрудняясь заменить его синонимом? Такому ребенку трудно даются пересказы, он медленно читает, часто искажает слова при чтении, "додумывая" их окончания, переставляет в них слоги. И чем старше становится ребенок, тем сложнее ему учиться, потому что объем текстов для усвоения возрастает, а речевые навыки, напротив, не прогрессируют.
Что же в этой ситуации делать родителям? Как помочь своему ребенку стать более успешным? Конечно, идеально в этой ситуации пройти диагностику у психолога и логопеда, выяснить причину всех этих проблем и найти верные пути их решения. Однако не у всех есть возможность посещать логопеда на постоянно основе. И причин здесь много: и финансовые трудности, и загруженность родителей на работе, и удаленность таких специалистов, особенно в сёлах и небольших городах. К тому же, чтобы коррекционные занятия принесли ощутимый результат, посещать их надо регулярно и длительно, как минимум полгода, а то и больше. Все, конечно, зависит от степени выраженности дефекта и того, как он поддается коррекции.
Сейчас интернет буквально наводнен рекомендациями, как организовать работу с ребенком самостоятельно, но не каждый родитель может вникнуть в них, найти приемлемые формы занятий и вовлечь в них ребенка.
Задача моего канала - сделать логопедию доступной каждому. В прямом смысле. Чтобы заниматься ей можно было дома, не покупая дорогостоящих пособий и не слишком отвлекая и без того занятых мам и пап от повседневных дел. К тому же, совместные занятия сблизят вас и ребенка, помогут ему обрести уверенность в себе и почувствовать вашу поддержку. А этого, уж точно, не даст ни один логопед!
В следующих публикациях я поделюсь с вами небольшими секретами "ленивой" логопедии, которой можно заниматься буквально на диване. Так что ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.