Доставка. Онлайн-каталог. Курьер. Выбор продуктов на экране смартфона...
Еще несколько лет назад ничего этого не было. А сегодня нам кажется, что так было всегда. И сложно представить, что можно как-то иначе...
К хорошему быстро привыкаешь, порой мы сами не замечаем, как меняемся мы и наш быт с появлением новых технологических возможностей. А доставка еды – это ведь именно про технологии, платформы, рекомендации, даже про ИИ.
Вообще мы в РАЭКе любим измерять всё, что можно измерить в Рунете и в около-интернете. У нас есть целый Аналитический отдел и много интересных проектов: a.raec.ru
И вот, сегодня (29 марта 2022) мы представили в ТАСС итоги нового, совместного исследования РАЭК и НИУ ВШЭ, посвящённого работе в доставке готовой еды и продуктов питания: РАЭК (итоги и главные факты) / RUNET-ID (материалы и видео) / ТАСС (анонс).
Почему мы решили выделить доставку в этом году и отдельно исследовать этот сегмент новой экономики?
В 2020 году случился глобальный переворот в умах россиян, в восприятии онлайн-покупок. 2021 год закрепил эти изменения и помог укорениться привычкам.
Вот такие данные объема рынков доставки мы имеем:
Кроме «пост-пандемийных» явлений на рост рынков доставки готовой еды и продуктов питания – оказали влияние: урбанизация в России / развитие мобильных сервисов и приложений / доверие россиян «цифровым платформам».
В целом, БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ всех компаний, которые доставляют продукты делать это начали во время пандемии или после нее:
В начале 2022 года мы решили системно подойти к феномену «доставки» и рассмотрели его со всех возможных сторон:
- Аналитический отдел РАЭК совместно с НИУ ВШЭ провели огромную работу и пришли к ряду интересных выводов
- Мы взяли 15 городов-миллионников и провели впечатляющую работу в них
- А также опросили бизнес в городах с населением 100.000+ жителей (как тех кто связан с доставкой или продуктами, так и игроков сопутствующих сегментов)
- Опросили население городов-миллионников в возрасте 16+ (более 1 500 телефонных интервью)
- И даже организовали уличный опрос курьеров служб доставки готовой еды и продуктов питания (300 интервью)
- + провели сфокусированные интервью с отраслевыми экспертами.
Как нас поменял рынок доставки? Несколько выводов и графиков:
- Продукты питания – самая популярная категория товаров среди доставки
- Доставка – это прежде всего про удобство, поэтому многие выбирают ее
- Главная претензия к компаниям – долгая доставка
- Но несмотря на всё, 82% потребителей довольны своим опытом использования доставки. А значит, люди могут это сделать (или уже сделали) своей привычкой, формируется новая важная потребность.
Портрет курьера
- Для 37% курьеров – это дополнительный источник заработка. Важный плюс такой работы – сюда проще устроиться людям с ограничениями по состоянию здоровья, а также пенсионерам.
- 81% опрошенных – самозанятые сотрудники. Для людей важен гибкий график и возможность совмещать работу с другой работой или учебой.
- Несмотря на стремительное развитие сферы, курьеров НЕ ХВАТАЕТ. Компании прибегают и к мерам соцподдержки: вводят системы страхования, предоставляют скидки на приобретение и техническое обслуживание средств передвижения, компенсируют затраты на питание. Некоторые сервисы разрабатывают программы для курьеров, на которых можно получить новую специальность, например, в сфере ИТ.
- 42% курьеров планируют продолжать свою деятельность в той же компании в качестве подработки в перспективе ближайших 3-х лет. О желании сменить компанию заявило только 4% опрошенных.
Вот еще несколько интересных цифр / графиков:
Доставка – это не только про курьеров и потребителей, сами компании, но и про ГОРОД. Служба доставки серьезно меняет и городскую среду
- Развитие сервисов доставки снижает нагрузку на городскую инфраструктуру: интересно, именно с таким утверждением скорее согласны большинство опрошенных.
- Бизнес более позитивно оценивает влияние доставки на экологию, оценка потребителей же не такая однозначная.
- Тем не менее бизнес сам предпринимает инициативы по охране окружающей среды, государство также решило заняться регулированием этой сферы: в России готовится законопроект о расширенной ответственности производителя (включает увеличение норматива утилизации для всех видов товаров, а также повышенную ставку экологического сбора из-за трудной переработки товара или упаковки)
Ну и главные выводы
- Мы выявили, что доставка готовой еды и продуктов питания – это один из самых быстрорастущих сегментов рынка электронной коммерции в России. И вообще это тренд для жителей России.
- Исследование показало, что проникновение доставки среди опрошенных нами ресторанов и продуктовых ритейлеров составляет 76% (три ресторана и ритейлера из четырех!). Кроме того, это не просто проникновение: доставка уже сегодня генерирует существенную долю оборота этих компаний.
- Трендами при этом являются: ускорение доставки (в частности, развитие направления экспресс-доставки), расширение ее географии, взаимопроникновение доставки готовой еды и продуктов (ритейлеры доставляют готовую еду, а платформы доставки предоставляют возможность заказать продукты).
- Кроме того, происходит расширение товарных категорий – к продуктам добавляются товары повседневного спроса, товары для детей, зоотовары.
- А еще мы изучили подробнейшим образом то, как меняются потребительские предпочтения, что влияет на выбор пользователя, что драйвит или сдерживает его выбор в пользу доставки…
- И то, как модифицируется городская среда в результате развития доставки в городах (снижение нагрузки на транспорт, улучшение экологической ситуации, …)
- Отдельный важный аспект – развитие занятости, которое происходит в России благодаря развитию доставки. Изучили портрет курьера, совмещение работу в службе доставки с другой работой или учебой. Возможности дополнительного заработка, особенно для молодежи – тут очень много интересных выводов.
Вообще РАЭК уже год как пристально присматривается к трендам развития “платформенной занятости”, и работа курьером – это точно про нее.
Подобные аналитические продукты становятся особенно важными в период стремительных изменений в обществе, государстве, мире. Ведь сегодня наша главная задача – найти новые горизонты развития, развивать кадровый рынок, поставить "цифру" на службу граждан.
Подробнее об исследовании "Влияние доставки готовой еды и продуктов питания на бизнес, общество и городскую среду":
+ РАЭК (итоги и главные факты)
+ RUNET-ID (материалы и видео)
+ ТАСС (анонс)
Больше PlugoNews:
telegram-канал @plugoNews + plugotarenko.com + facebook.com/plugotarenko/