Найти тему

Мастер

На фоне существования прямо противоположных мнений о необходимости участия мастера в духовном процессе ищущего, я считаю критически важным формирование собственного осознанного отношения к этому вопросу. Это один из ключевых факторов, и значение его переоценить сложно.

Прежде всего, нужно определиться с понятием «мастер». Мое собственное, продиктованное скорее практичностью, определение: мастер – это, тот кто прошел весь путь от начала и до конца, приобретя таким образом знание всех промежуточных этапов и состояний в рамках той доктрины или метода, который он и представляет. То есть, в первую очередь, это огромный опыт на духовной стезе. Этот опыт не может быть приобретен в одночасье, какое бы самадхи кого-либо не накрыло. Вдруг свалившееся на голову просветление совершенно не значит, что просветленный стал мастером. Он может вдохновлять, но он не может провести.

Таким образом, первая роль мастера — это проводник. Концепции о пути без пути, об отсутствии метода, о том, что ты уже есть то, безусловно верны с точки зрения окончательной реальности. Но на практике многие ищущие к таким откровениям не готовы. Ментальные концепции так и остаются концепциями, не переходя в реальное переживание. При этом каждая серьезная духовная традиция кроме трансцендентного переживания имеет в своей основе метод, имеет духовную технологию. Большинству ищущих практика необходима, и мастер есть тот, кто обеспечивает эффективность этой практики.

Теперь считаю своим долгом осветить очень серьезный вопрос. Тема эта, как правило, несколько замалчивается, или, по крайней мере, ей не уделяется должного внимания. Разбираться в причинах такого замалчивания я не буду, они очевидны. Процесс духовного поиска - это весьма драматический процесс, в том случае если поиск настоящий, а не просто следование популярной или модной сейчас тенденции. На этом пути существуют очень болезненные этапы и состояния, иногда на грани сил индивидуума. Существуют серьезные риски потери психического и физического здоровья. В очень негативных состояниях можно застрять на годы и годы. И здесь уже роль мастера переоценить сложно. Обратимся еще раз к моему определению мастера: это тот, кто прекрасно знает все промежуточные этапы и состояния, то есть легко может вас продиагностировать и дать вам бесценные в таких случаях рекомендации.

Чтобы не быть голословным, опишу один свой опыт:

Примерно пятнадцать лет назад (а это были времена без ютуба, без плеяды мастеров на слуху, да и о просветлении мало кто слышал) приехал в наш город один мастер. Я тогда усиленно практиковал цигун, и в нашей группе были люди с мастером прежде знакомые. Они предложили мне сходить на сатсанг. Мастер меня впечатлил, и я записался еще и на небольшой ретрит, который он проводил. После посещения ретрита я в течение около полутора - двух месяцев пережил целую серию самадхи и других разного рода мистических и энергетических феноменов.

Не буду здесь углубляться в подробное описание этого опыта, но акцентирую три значимых с точки зрения рассматриваемой темы момента:

1) Я не знал, что со мной происходит, хотя о моих подозрениях не трудно догадаться;

2) Я с огромным трудом смог пережить этот опыт, были реальные шансы загреметь и в психушку, и на кладбище. А рядом не было никого, кто мог хотя бы объяснить мне, что происходит;

3) По выходу меня ждала полная потеря жизненных смыслов, состояние ходячего трупа. И в нем я застрял на несколько лет. А на полное осмысление и осознание этого опыта у меня ушло еще лет 10.

Теме взаимодействия с мастером будет посвящена отдельная статья.