В марте-апреле 2020 года психотерапевты по всему миру отметили всплеск эмоционального выгорания: людям было очень трудно работать в обстоятельствах самоизоляции, у многих начались проблемы со здоровьем. Это яркий пример того, как человек воспринимает изменения. Поэтому прежде чем внедрить что-то новое, подготовьтесь к сопротивлению среды.
Представим, что речь идёт о простом нововведении, например, переходе на электронный документооборот. Выгоды для компании очевидны: снижение затрат на логистику, оптимизация рабочего времени, прозрачность. А вот сотрудники, будьте уверены, будут недовольны. Что за парадокс? Сейчас всё объясним.
Сопротивление — это естественная реакция психики на изменения извне. При переходе на ЭДО человек будет чувствовать тоже самое, что и при переходе на локдаун. Как это не странно, но лучше всего эту реакцию описывает модель Кюблер-Росс или 5 стадий горя.
Вы её, конечно, знаете:
Первая стадия — отрицание. Или так: а зачем нам это надо, нормально же работали?!
Вторая стадия — гнев. А если с ним не работать и игнорировать — бунт.
Третья стадия — торг: а давайте мы переведём в ЭДО только клиентские документы, а остальные пусть остануться бумажными.
Четвертая стадия — депрессия. И причиной может стать сильный страх. А вдруг после введения ЭДО меня, секретаря, уволят, потому что я больше не нужна? А вдруг я не справлюсь, не смогу освоить? А вдруг я буду косячить, и все это будут видеть? А вдруг мне понизят зарплату?
Пятая стадия — принятие. Но в нашем случае, чтобы к ней подойти, а не застрять на предыдущих четырёх, нужно действовать.
Как же быть с сопротивлением среды? Рассказывает Мария Шелкова — клинический психолог, коуч, бизнес-психолог:
Первое и главное, что нужно сделать, это поговорить с персоналом. Звучит банально, но к сожалению, даже такие элементарные вещи не всегда выполняются. Часто нововведения озвучиваются в приказном порядке, без разъяснений и возможности дать обратную связь. А нужно поговорить: обсудить необходимость внедрения чего-то нового, аргументировать своё решение, договориться о времени на обучение и адаптацию. Ответить на все страхи и возражения. Потому что неизвестность — это самый сильный стрессор, он вызывает тревогу, а важно, чтобы привыкание к новому в коллективе шло с минимальным сопротивлением. Люди не понимают, ЗАЧЕМ нужны перемены. Если начальство донесет выгоду перемен для самой компании и сотрудников, они будут понимать смысл новых действий.
Второе: организовать еженедельные статусы отделов с руководством для обсуждения того, как проходит внедрение нового, с какими проблемами сталкивается коллектив.
Обсуждать и еще раз обсуждать, дать возможность каждому выплеснуть свои эмоции и проговорить страхи. Корпоративный коуч или психолог может быть очень востребован в такой ситуации, чтобы эмоции сотрудников не мешали нововведениям.
Третье: привлекать сотрудников к принятию решений. Сопротивление возникает, когда изменения идут извне, поэтому нужно, чтобы каждый работник эти изменения себе присвоил.
Если сотрудники ригидны, то стоит дать им больше убедительной информации в пользу изменений и больше времени на то, чтобы обучиться.
Например, перевод на удаленку выявил чисто технические сложности у возрастных сотрудников: начиная от отсутствия необходимой техники дома и заканчивая неумением работать в современных программах. Сотруднику должно быть комфортно продолжать заниматься своим делом, тогда эффективность не пострадает.
Если руководящий состав позаботится об удобстве сотрудников, отклик на нововведения будет скорее с чувством благодарности.
Как говорится, не мешайте людям у вас купить - применительно к нашей теме, не мешайте сотрудникам принять новое.
Как специалисты в HR, хотим добавить: сопротивления меньше там, где сильная корпоративная культура: общие ценности, практика давать и получать обратную связь, признание того, что ошибки — это нормально. В атмосфере взаимного уважения можно свернуть горы. А вот в обратном случае от сопротивления среды может погибнуть даже очень большой и крепкий бизнес.
Что думаете на этот счёт? Сталкивались с сопротивлением?