Всегда просите о прощальном интервью!
Если вы уже проводите Exit-интервью (или иначе — собеседование при увольнении), то пролистайте до комментариев и поделитесь своими лайфхаками — это очень ценно для сообщества. Если же вы впервые о нём слышите, то вот хорошая новость: это очень полезный инструмент, который позволит вам увидеть сильные и слабые стороны компании, принять меры, а в перспективе избежать оттока персонала. Поэтапная инструкция c примерами из практики — в нашем материале.
Что такое exit-интервью и зачем оно нужно
Это беседа, в ходе которой вы получаете от работника обратную связь — бесценные данные о компании, коллективе и климате в нём, налаженности процессов. А ещё это способ красиво расстаться, по-доброму. В ходе беседы вы стараетесь сместить акценты на то, что было хорошего и полезного, чтобы специалист остался лоялен к бренду работодателя. Возможно, однажды он вернется на прежнее место работы или порекомендует его друзьям. Или даже станет вашим клиентом.
Прощальное интервью похоже на свидание: оно пройдет успешнее, если будет проходить в расслабленной и уединенной обстановке без третьих лиц. В одно время была распространена практика присутствия на таком собеседовании руководителя, но от неё быстро отказались. Согласитесь, если девушка пришла на свидание в компании подруги, скорее всего, оно пройдет неловко.
Ваша задача создать комфортные условия для интервью (наши рекомендации читайте ниже) и уговорить бывшего сотрудника на него прийти. Потому что это дело добровольное, и вам могут отказать.
Юлия Избякова, Head of IT HR Зарплата.ру:
"Хорошо, если бывший сотрудник заинтересован в том, чтобы расстаться друзьями и не сжигать мосты. Но бывает и иначе: если условия увольнения не устраивают, компания рискует получить негативный отзыв с очень длинным цифровым следом. Чтобы расставание прошло на хорошей ноте и прощальная беседа всё-таки состоялась, нужно обговорить комфортные для обеих сторон способы оффбординга".
Как правильно провести exit-интервью
Планирование
Как и любому свиданию, прощальному собеседованию предшествует подготовка. Запланируйте встречу заранее и отведите на неё час. Когда именно это сделать — до вручения трудовой книжки или после — смотрите по ситуации. Бывает, если провести его за несколько дней до предполагаемой даты увольнения, есть шанс помочь сотруднику “передумать” и забрать заявление. Но тогда своей цели — получить максимально честный фитбек — вы не достигнете.
Второй вариант — поговорить, когда человека с компанией уже больше ничего не связывает: он не боится оценки руководителя и может быть предельно откровенен. Всё очень индивидуально, поэтому решайте сами по ситуации.
Чтобы беседа была доверительной, найдите для неё место, максимально похожее на кабинет психолога: пустой кабинет или переговорная, куда никто точно не зайдет и не услышит ваш разговор. Или можно назначить встречу онлайн.
Чек-лист вопросов:
- Вопросы о сотруднике
Очень важно узнать, почему сотрудник уходит. Возможно, дело вовсе не в рабочей среде или корпоративной культуре, а в элементарном неумении отдыхать и отключаться от работы. Бывает, что человек выгорает и пребывает в заблуждении, что если сменит одну фирму на другую, все наладится. Вопросы в лоб из разряда “Почему вы решили уйти?” здесь не помогают, нужно зайти издалека:
- Чем вы увлекаетесь?
- Как проводите вечера?
- Хватает ли времени на общение с семьей/близкими?
Из ответов на эти “бытовые” вопросы вы узнаете многое и о человеке, и о процессах. Если маму в садике ждет пятилетка, а ей пеняют, что она не хочет “всего часик поработать сверхурочно”, мотивации оставаться в такой компании у неё не прибавится.
Другие вопросы этой части интервью:
- Какие сильные и слабые стороны своего руководителя вы можете выделить?
- Кого из коллег вы можете назвать суперпрофессионалами своего дела?
- Кто из сотрудников работает с максимальной отдачей?
- Гордились ли вы тем, что делаете/результатами своего труда?
- Вы уходите к новому работодателю, каковы были основные критерии его выбора?
2: Вопросы о процессах
На этом этапе нам нужно узнать, какие ошибки были допущены при найме и в дальнейших взаимодействиях сотрудника и компании:
- Как проходила ваша адаптация к работе?
- Совпадают ли обязанности с тем, что было указано в вакансии?
- Что больше всего нравилось и не нравилось в работе?
- Получали ли вы обратную связь?
- Как можно было бы сделать такую работу легче/спокойнее/интереснее?
- Какими качествами должен обладать человек, который придет на ваше место?
- Что вам нравилось и не нравилось в вашей работе?
Вот простой пример: нового сотрудника искали долго, а когда нашли, сбросили на его плечи всю скопившуюся работу. Он тонет в бесконечном списке задач и не успевает влиться в коллектив. Проходит время, процессы налаживаются, но он ощущает себя чужим, а еще хуже — самозванцем. Конечно, в такой ситуации ему легче начать всё сначала на новом месте. А вам — разобраться с тем, как адаптировать новичков.
3. Вопросы о ценностях
Это вопросы о корпоративной культуре, об том, соблюдается ли рабочая этика. Они могут звучать по-разному, например:
- Если бы коллектив компании можно было описать тремя словами, какие бы это были слова?
- Оправдали ли коллектив и работа в нём ваши ожидания?
- Можно ли назвать кого-то в коллективе “токсичным” и почему?
- Есть ли что-то, что вы хотели получить, но не получили (тренинги/повышение квалификации/совместные мероприятия с коллегами)?
Кандидаты приходят не только на зарплату, но и на “плюшки”: страховка, фитнес-клуб, уроки английским в офисе, общую электронную библиотеку с книгами по бизнесу и саморазвитию. Если они не получают обещанных в вакансии благ, то чувствуют себя обманутыми. Например, в теле вакансии было написано про ДМС, на собеседовании этот вопрос обсудить не успели, а уже после трудоустройства выясняется, что ДМС оформляется после двух лет работы в компании. Это неприятный опыт для работника и полезная информация для HR о том, как делать не надо.
Прощание
Здесь не будет вопросов: только выражение благодарности (за интервью и за работу), сожаления о том, что сотрудник уходит, пожелание успехов и процветания. Если беседа прошла успешно, уволившийся высказал и унял свою боль, он уходит с лёгким сердцем и на позитиве, то можно аккуратно попросить оставить отзыв в компании и порекомендовать её друзьям, которые находятся в поиске работы. Каждый хороший отзыв поможет развитию бренда работодателя, а вам облегчит процедуру найма.
А мы не прощаемся: если у вас есть вопросы — для прощального интервью или к этой статье — просим запостить их в комментариях. Ваше мнение действительно важно для нас❤️