Когда бизнес быстро растет, собственник не успевает эффективно управлять командой — и это нормально. Найм персонала делегируется руководителям отделов, и контроль неизбежно ослабевает. При этом привычка работать на доверии остается, что иногда приводит к проблемам — не все новые сотрудники одинаково порядочны. Риск злоупотреблений и мошенничества повышается, если в компании пренебрегают цифровизацией бизнес-процессов.
Расскажем, как внедрение IT-решений исключает вероятность махинаций в отделе закупок авто с пробегом.
Как действуют мошенники: схемы и сценарии
1. Кража контактов
У сотрудников автодилера есть доступ ко всем возможным сервисам по поиску автомобилей с пробегом. Некоторые предприимчивые менеджеры используют эти ресурсы для дополнительного заработка. Так, объявление продавца не попадает в воронку выкупа, а контакт используется для личной выгоды.
Дилер упускает ликвидный авто, на котором мог бы заработать.
2. «Дружеские рекомендации»
Продавец приезжает на осмотр к автодилеру с твердым намерением продать авто подороже. Оценщик сообщает, что в салоне за авто дадут мало. И предлагает обратиться к тому, кто даст хорошую цену - перекупщику. В случае успешной сделки, оценщик получает свой процент.
При такой схеме мошенничества дилер теряет от 5% до 15% выручки.
Есть второй вариант, когда махинация происходит на этапе осмотра. Баер предлагает продавцу оценить авто подороже и просит вознаграждение за свою услугу. В итоге дилер переплачивает.
3. В ожидании «своего» покупателя
Автомобиль выкупается за деньги автодилера, но не выводится в продажу. Статус ТС на складе умышленно меняется, чтобы оттянуть момент публикации на классифайде. Так, авто оказывается «в ремонте» или «на диагностике» и ждет «своего» покупателя. Цена за авто назначается без учета рыночных факторов и особенностей авто, из-за чего автодилер может значительно продешевить и не заработать на сделке. Зато находчивому сотруднику такое посредничество приносит свои дивиденды.
4. Искусственный перевод в bad stock
Тот случай, когда про автомобиль просто «забыли». Если процент токсичного склада никак не отслеживается, авто легко затеряется. И снова дело не обходится без перекупщика. Сделка совершается по договоренности, с выгодой для оценщика и без учета интересов автодилера.
Ущерб — 1,5-2% от стоимости автомобиля в месяц. Недополученная прибыль до 20% без тестирования цены продажи.
5. Оценка на бумаге vs реальность
При оценке в характеристики автомобиля вписывается более дешевая комплектация и осознанно занижается стоимость. Так ликвидное авто продается по стоимости машины другой модификации, а оценщик наживается на разнице в цене.
Почему удается обмануть автодилера
Самая главная причина кроется в отсутствии инструментов контроля. Весь штат от РОПа до сотрудника автосервиса может участвовать в коррупционной схеме. В такой компании не автоматизированы бизнес-процессы, а контроля за сотрудниками практически нет.
Функции осмотра и прогноза цены не разделены
Независимая оценка отсутствует в принципе. Оценщик определяет стоимость на свое усмотрение и беспрепятственно привлекает третьих лиц для очередной «серой схемы».
Нет системы переоценок
Отсутствует регламент работы с автомобилями на складе. Авто теряют в стоимости и могут быть легко использованы в одной из схем.
Отсутствует контроль за статусом авто
Перемещения автомобиля на складе никак не фиксируются и известны только менеджеру.
Состояние авто не оцифровывается
Автодилер надеется только на компетенцию оценщика, не учитывает множество данных по авто, неверно прогнозирует стоимость и упускает выгоду.
Способы предотвращения махинаций. Чек-лист автодилера
Внедрение единой IT-системы во все бизнес-процессы автодилера помогает исключить лазейки для мошенников. Коррупция и махинации не пройдут, если наладить работу на каждом этапе сделки. Что конкретно можно сделать?
1. Автоматизируйте работу с классифайдами и формируйте готовый пул лидов на выкуп по заранее отобранным фильтрам.
2. Отслеживайте движение авто по воронке и конверсию каждого менеджера.
3. Используйте независимую автоматическую оценку и не полагайтесь только на опыт оценщика.
4. Оцифровывайте состояние и комплектацию автомобиля и вносите все данные в единую систему.
5. Внедрите коллтрекинг, слушайте звонки и работайте над улучшением коммуникации с продавцами.
6. Назначьте KPI сотрудникам и контролируйте его выполнение.
7. Анализируйте актуальный рынок и конкурентов, чтобы понимать насколько адекватна ценовая политика компании.