Что можно производить и продавать онлайн, если живёте в посёлке или маленьком городке? Делимся кейсами и секретами успешного провинциального бизнеса.
Кажется, что успешный #бизнес в небольших городах и деревнях — это история про европейских и американских предпринимателей, но это не так. Вот шесть примеров, которые докажут, что и в России провинциальный бизнес способен на многое.
«Ешь деревенское»: на стыке IT и фермы
В лонг-лист ежегодного рейтинга российского Forbes «30 до 30» попадают успешные и перспективные российские предприниматели и активисты до 30 лет. Один из них — Илья Елпанов, 28 лет. В 2015 году он основал онлайн-агрегатор фермерских продуктов с доставкой на дом «Ешь деревенское». На старте бизнеса у него было 60 000 рублей.
Илья начал с #продаж фиксированных по составу продуктовых наборов за 2 и 3 тысячи рублей: молочка, мясо, яйца, хлеб, консервы, варенье, овощи. Сначала заказов было немного — около 15 наборов в неделю, а сегодня оборот компании 3,5 млн.рублей в месяц и 200 постоянных клиентов.
«Ешь деревенское» работает по принципу farm-to-folk — в приоритете свежесть продуктов. Агрегатор взял на себя контроль качества, логистику и маркетинг, чтобы фермеры могли сосредоточиться на том, что они умеют делать лучше всего — на своем хозяйстве.
В период карантина продажи компании увеличились на 60%, в 2020 году выручка составила 174,8 млн рублей. Проект постоянно меняется, подстраиваясь под рынок: например, компания оперативно отреагировала на спрос 2021 года и запустила экспресс-доставку, чтобы городские жители могли всегда заказать свежие деревенские продукты.
Greenwise: мясо без мяса
В городе Малоярославце Калужской области работает небольшое предприятие стартапа Greenwise. Это фабрика по производству искусственного мяса из сои и пшеницы, которое на вкус не отличается от натурального. Идею основатели стартапа Юлия Марсель и Артём Пономарев подсмотрели в Европе, где этот продукт уже давно популярен.
На разработку нового продукта ушёл почти год экспериментов в лаборатории. Чтобы выйти на рынок, Юлия и Артём буквально ходили с чемоданчиками своей продукции по городским магазинам, предлагая бесплатно выставить его на полки. Сейчас оборот компании больше 20 млн.рублей в год.
В 2020 году бренд вошёл в в рейтинг Forbes «10 самых успешных новых брендов России».
Cocco Bello Honey: мёд из татарской деревни
Гузель Санжапова по образованию дипломат. В какой-то момент девушка поняла, что не может закрыть глаза на родную умирающую деревню, и решила начать здесь свой бизнес: производство крем-мёда на базе пасеки отца.
Теперь о маленькой татарской деревне Малый Турыш с населением 50 человек знают и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Cocco Bello Honey — это не только мёд, но и косметика, ароматические свечи, соли для ванной и варенье с тёплым названием «От бабушек». А ещё в ассортименте есть чаи с добавлением ягод. В ход идет всё, что можно найти в деревне: клубника, смородина, шиповник и даже сушеные лисички.
В 2020 году Гузель запустила совместный проект с IKEA. В обычном деревенском доме жительницы Малого Турыша стали шить наволочки и картхолдеры для лимитированной коллекции текстиля Återställa (Отерстэлла). В планах — открыть в Малом Турыше общественный центр и туристический клуб.
Деньги на развитие Гузель получает с помощью #краудфандинга: оказывается, в России есть тысячи людей, неравнодушных к судьбе глубинки.
«8 садов»: спаржа из Калининградской области
История компании «8 садов» началась с простого вопроса: «Почему у нас в стране не так, как в Европе?» Так Александр Гнут и Дмитрий Овчаренко решили, что лучшим ответом будет производство качественного и экологически чистого продукта, который станет украшением стола.
«8 садов» — первые производители спаржи в Калининградской области и номинанты национального конкурса региональных брендов продуктов питания-2021. Они смогли превратить небольшой бизнес в успешный стартап и теперь поставляют спаржу не только местным жителям, но и по области.
«Устьянское гостеприимство»: далеко, вкусно и тепло
Ирина Захарова из посёлка Октябрьский Архангельской области создала центр общения по интересам «Устьянское гостеприимство». Здесь местные жители вкусно готовят, шьют лоскутные покрывала и авторские костюмы, просто общаются друг с другом. Вслед за клубом появились швейная мастерская и первое в посёлке интернет-кафе.
Никому не известный поселок теперь привлекает туристов. А предпринимательница получила национальную премию «Бизнес-успех» и хочет открыть на малой родине «Школу юных леди и джентльменов».
Lu blue: бизнес на местной голубике
Сергей Зиновьев основал собственную ферму голубики Lu blue в Краснодарском крае — здесь идеальные климатические условия для выращивания ягоды.
Чтобы сделать уникальный и экологически чистый продукт, предприниматель пошёл на инновацию — заменил почву на смесь кислого торфа, хвои и просеянного песка. Выращивать первый большой урожай пришлось долго — около 3 лет. Зато ягода премиум-класса понравилась покупателям и теперь Сергей — владелец успешного бизнеса в российской глубинке.
Чем ещё заняться в маленьком городе
Придумать идею — только половина дела. Важно найти нишу, которая закроет потребности покупателей и сделает бизнес рентабельным. Найдите нишу, где у деревенского бизнеса есть фора перед инфраструктурой больших городов, и поищите информацию о спросе на товары из этой категории (в отраслевых и деловых СМИ или статистике о том, что ищут в интернете).
Теплицы
Тепличное хозяйство экономически оправдано: затраты на старте минимальные, спрос на экологически чистые продукты, хотя и упал в связи с пандемией, но в будущем, скорее всего, будет расти. Можно начать с небольшого проекта на дачном участке — даже если бизнес не пойдёт, вы сможете обеспечить семью продуктами.
Чтобы тепличное хозяйство оказалось рентабельным, нужно изучить сельскохозяйственный рынок региона, в котором вы хотите начать бизнес. Проанализировать спрос и предложения, чтобы понять, чего не хватает: зелени, овощей или фруктов. Можно не зацикливаться на одном продукте, а выращивать несколько культур.
Косметика
Раньше бабушки и прабабушки использовали народные рецепты вместо масок для волос и лица, кремов для рук и мазей для заживления ран. Уже несколько лет спрос на такую косметику стабильно растет — в 2021 году объем рынка «зелёной» косметики увеличился на 40%. Так происходит, потому что покупатели стали обращать внимание на состав и выбирать товары с натуральными ингредиентами, например, на основе мёда или лекарственных растений.
Кролики и перепёлки
Разведение кроликов не требует больших площадей и крупных вложений. Цель может быть разной: на мех, мясо или продажу в качестве декоративных домашних животных. Следить за кроликами не обязательно вручную: клетки можно механизировать и кормление и уборка клеток будет проходить по расписанию.
Перепелиные мясо и яйца дороже, чем куриные — это повод присмотреться к экзотике вместо привычной классики. К тому же, сегодня это один из трендов здорового питания. Перепела — небольшие птицы, которые занимают мало места и не требуют много ухода и корма. В среднем взрослая птица ест всего 30 граммов корма в день.
👉👉👉 Открыть магазин на AliExpress
—
Понравилась статья? Поставьте лайк и подпишитесь на канал
—
Что ещё почитать:
Как небольшой магазин косметики получил 3800 заказов за день на AliExpress
Как самозанятым работать на AliExpress
Что продавать на AliExpress? 3 способа найти идею нового товара