Густав Климт(Gustav Klimt) – известнейший австрийский живописец, один из самых ярких представителей стиля модерн. Художник был современником Зигмунда Фрейда. В его работах мы видим художественное воплощение многих идей психоанализа, в том, как он показывал и раскрывал тему чувственности. Для трактовки особенно сложных сюжетов художник прибегал к мифам и легендам.
«Поцелуй» выполнен в фирменном стиле художника – с использованием сияющего сусального золота. Есть мнение, что использование «церковного» материала в эротических произведениях – кощунство. Однако для Климта золото — это не знак религиозного бунтарства. Всё дело в том, что Густав родился в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта. Возможно, по этой причине золото так органично и естественно в прикладном искусстве художника.
Я думаю, что использование золота в самой целомудренной работе Климта не случайно. Золотое покрывало в «Поцелуе» несет в себе и смысловую нагрузку. Художник хотел подчеркнуть святость их чувств и ценность любви для человечества в целом. Кажется, будто влюбленным тесно в раме: изображение лишено перспективы, их любовь, словно пламя, искажающее воздух вокруг. И такая плоская декоративность окружения контрастирует с более реалистичными лицами. В итоге мы видим лишь главных персонажей картины. Но они не чувствуют тяжесть посторонних глаз, они вне нашей реальности. Отделенные ото всего мира, а позади обрыв – кажется, влюбленные стоят у самого края земли.
Накидка одновременно объединяет пару, но и подчеркивает их непохожесть: мужчину украшают черные прямоугольники, связанные с его маскулинностью, а девушку – нежные разноцветные овалы и завитки, символизирующие её женственность. Символизм этих различий заключается в том, что двое любящих людей, будучи разными, но что важно, полноценными личностями, прекрасно дополняют друг друга, становясь единым целым. Но при этом каждый из них не потерял своей индивидуальности. Они не растворяются друг в друге, уважая границы своего партнера. Мы видим единство, а не слияние.
А теперь давайте рассмотрим роль каждого в отдельности.
ОН. Стоит отметить, что мужчины в сюжетах Климта – крайне редкое явление. А в «Поцелуе» юноша показан и вовсе условно, мы не видим его лица. Однако, именно его руки и спина формируют очертания некой «ауры», тем самым подчеркивая уединенность и защиту. Его рука поворачивает женское лицо, словно преодолевая лёгкое смущение. Идя наперекор утверждению о том, что мужчина доминирует, я скажу, что он изображен в попытке защитить все то, что ему дорого.
ОНА. За столь спокойным и смиренным выражением лица девушки кроется сложное переживание – это и есть главный сюжет картины. Здесь Климт остается верен себе, вечному обожателю женщин и Женственности. Героиня изображена стоя на коленях, однако это не просто знак покорности, она становится опорой, той самой основой их хрупкого мира.
В действительности буквально каждый экскурсант музея невольно становится соавтором картин. И так можно сказать не только о живописи, а также о кино, скульптуре и музыке. Каким образом? Всё просто, искусство не может существовать само себе. Мы вступаем в отношения с автором и его произведением через понимание и интерпретацию. Да, наше виденье может отличаться от того, что изначально вкладывал автор. Но это не значит, что оно неправильное. Это значит, что мы в конкретный момент времени увидели в этом произведении искусства НЕЧТО, соединяющее в себе наш собственный опыт, мировоззрение и личные переживания. И, возможно, сейчас моё видение «Поцелуя» кому-то покажется наивным и идеализированным, и это нормально. Однако хочется верить, что знаменитый золотой «Поцелуй» Климта прежде всего о любви, где исходная точка — это не только признание и уважение различий, но и сохранение индивидуальности каждого.
Какие картины австрийского художника нравятся вам? И какие ассоциации вызывает "Поцелуй"? Давайте обсудим.