Найти тему
LIVE Биробиджан

Оружие врагам ковать бы точно не стал - кузнец из Биробиджана Дмитрий Заварзин

Оглавление

Если бы мне когда-нибудь сказали, что я побываю в гостях у настоящего кузнеца в самой что ни на есть настоящей кузнице – ни за что бы не поверила. Но профессия журналиста тем и хороша, что открывает многие двери.

Слабо освещённый ангар с высоченным потолком, каменный пыльный пол, запах угля, жар и дым от разгорающегося в горне пламени и крепкая фигура богатыря хозяина помещения – первые мои впечатления.

Это затягивает

Дмитрий Заварзин – кузнец-самоучка. В эту профессию пришёл случайно, почти по наитию. Наверное, это и есть призвание, когда стечение обстоятельств приводит тебя к делу всей жизни. Сварщик-газорезчик по образованию, Дмитрий практически с самого начала работал с огнём и металлом. А лет 10 назад перед ним была поставлена задача – сделать перила.

– Не просто сварные, а нечто ажурное, красивое, необычное. Вот тогда я и загорелся кузнечным делом. Это затягивает, когда ты берёшь безликий кусок металла и создаёшь из него шедевр, – рассказывает Дмитрий.

Невысокий и коренастый, лет 35-ти, кузнец привычно орудует молотом, пока идёт разговор. Плоский длинный кусок стали, светящийся на конце от высокой температуры, послушно сминается под мощными ударами, другой его конец мастер держит голой рукой.

– Раз уж вы пришли ко мне, – говорит мужчина, – сделаю для вас сувенир. От меня без подарка никто не уходит.

Металл – он тот же пластилин

Родился Дмитрий в ЕАО. Всю жизнь прожил в Биробиджане. Рассказывает, что, когда решил посвятить жизнь кузнечному ремеслу, всему пришлось учиться самостоятельно. Не без помощи друзей, конечно. Коллеги из «Гильдии кузнецов России» подсказывали и направляли.

– Сейчас благодаря интернету можно общаться с ребятами со всей России. Много открытых групп. Если что-то непонятно – созваниваемся. Подсказывают. Но в основном, по логике вещей сам доходил до всего.

Оборудование в кузнице тоже куплено на собственные средства. Например, огромный пневматический молот с ударной силой более 70 кг.

– Вот это мой друг весом 2,5 тонны, – с гордостью говорит Дмитрий. – Поэтому и нахожусь в таком месте – в отдалении от жилых домов. По одной простой причине: если расположиться в жилом массиве, то стук и вибрация будут беспокоить людей – деток маленьких, стариков. А здесь мы никому не мешаем.

Многое в кузнице – большая часть инструментария, к примеру, – дело рук самого Дмитрия Заварзина. Мастер называет их «приспособами».

– В первую очередь кузнец должен научиться делать инструмент. Потом нужно уметь рисовать. Сумел нарисовать и сделать по выкройке – значит есть задатки кузнеца. Когда начинается процесс, в голове уже есть картинка, что должно получиться. Однако, прежде чем изделие появится на свет, сначала нужно создать пластилиновый слепок. Затем надо придумать для изделия инструменты – «приспособы». Опробовать инструменты на пластилине... А уже после приступать к работе с металлом. Металл – он тот же пластилин, – убеждён мужчина.

Выходит, что едва ли ни для каждого изделия Дмитрий делает особые инструменты. И их в мастерской – бесконечное множество. Молоты, молотки, молоточки, щипцы, зажимы и бог знает что ещё. Всё это в огромном множестве лежит на полках верстака, висит вкруг наковальни, ожидая своего часа.

Мастер на все руки

А ещё получается, что современный кузнец – это не просто кузнец, а мастер на все руки: дизайнер, художник, сварщик, газорезчик, слесарь по металлу, термообработчик…

– Это я говорю о самом необходимом. Плюс с покраской нужно уметь работать, – улыбается мастер, счищая окалину с плоского раскалённого прута.

Себя он причисляет к кузнецам-универсалам. Может и оружие выковать, и штамповку изготовить, и художественную ковку осилить. На вопрос, сколько лет нужно, чтобы научиться кузнечному делу, Дмитрий отвечает:

– Всю жизнь можно учиться и не достичь определённых высот. Меня «цепляет» в этой профессии, что здесь нет потолка – нужно постоянно развиваться. К примеру, сделаю я крутые ворота и скажу: это моя самая лучшая работа. Ни в коем случае. Следующий заказ может стать ещё лучше, красивее. И ещё: если кузнечным делом заниматься исключительно из-за денег, вряд ли что-то получится, потому что это не работа, и не хобби. Правильнее сказать, что это образ жизни. Я в кузнице могу и 12 и 15 часов провести, потому что получаю настоящее удовольствие от процесса, он захватывает меня полностью.

Все хотят быть айтишниками

Благодаря своему упорству и трудолюбию Дмитрий стал уникальным мастером для Еврейской автономной области. Он создаёт свои изделия именно так, как это делали наши предки: из цельного куска металла и огня, с помощью молота и наковальни. У него нет «дутых» работ, его изделия способны выдержать самые суровые испытания временем. Именно поэтому конкурентов у Дмитрия Заварзина в ЕАО нет. Впрочем, как и тех, кто желал бы перенять мастерство.

– Учеников пока нет. Мальчишки древним ремеслом не интересуются. Все хотят стать блогерами, айтишниками. А тяжёлая кузнечная доля сейчас мало кого привлекает. И это древнее искусство в наше время вымирает. Мы с ребятами общаемся. Они рассказывают, что, например, в древнем Владимире на весь город два кузнеца. Новороссийск, Братск, Пермь – моим коллегам тоже некому передать свои умения.

В сильных руках Дмитрия рождаются не только крупные проекты: перила, кровати, вешалки, дровницы, заборы, козырьки, решётки для окон. Для души и в качестве сувениров кузнец иногда создаёт миниатюрные скульптуры. Совята, мышата, драконы... Глядя на них сложно поверить, что сделано это с помощью молота и наковальни.

Я спросила у мастера, за какой заказ он бы точно никогда не взялся. Дмитрий ответил, что на своём уровне способен сделать, пожалуй, что угодно, но тут же оговорился, что оружие врагам ковать бы точно не стал.

– А так, и лошадь подкую, если надо, и кольчугу можно сделать. Недавно был заказ: выполнить точную копию меча царя Леонида. Интересный был опыт, захватывающий. Недавно закончил ещё один большой проект – изготовление кованных изделий для храма Александра Невского в Биробиджане: подсвечники под старину, решётки на окна. Для меня это было что-то особенное.

Вместо послесловия

Пока длилась наша беседа, из-под молота мастера вышла самая настоящая подкова – символ удачи и счастья. Пара завершающих штрихов – и уже полностью готовая подкова тяжелеет в моих руках.

– Как это здорово у Вас получается, – с восхищением замечаю я.

– Если бы не получалось, я бы этим не занимался. Людям нравится. А если людям нравится – значит, моя задача выполнена, – без лишней скромности отвечает Дмитрий.

От себя добавлю лишь, что, если выпадет возможность побывать в кузнице – не отказывайтесь. Это какой-то особый вид релакса: огонь, работа мастера и раскалённое железо, погружаемое в воду. Все составляющие того, на что можно смотреть вечно, здесь есть. И было бы очень-очень жаль, если это древнее ремесло когда-то бы умерло. Но пока есть такие горящие своим делом люди, как Дмитрий, надежда остаётся.

Автор: Лина БРОДСКАЯ.

Фото: LIVE Биробиджан.