Найти в Дзене
Жабкин

История здания театра драмы

Саратовский государственный академический драматический театр имени И. А. Слонова – один из старейших театров нашей области. История его здания начиналась с загородного частного театра, а продолжилась как «воздушного» советского здания в стиле советского модернизма, театра-кузницы известных актёров. Шехтели А начало было положено известной семьёй предпринимателей, вышедшей из колонистов Поволжья – купцами Шехтелями. В июне 1766 поселенцы прибыли из Баварии в немецкую колонию Шукк Саратовской губернии, а с 1820-х годов перебрались в Саратов. Шехтели торговали вином, шорными, галантерейными и мануфактурными товарами, золотыми и серебряными вещами, продукцией своей ткацкой фабрики, обоями и художественными произведениями. Главный герой нашего рассказа Франц Осипович Шехтель (1806-1867) – саратовский купец 1-й гильдии. Между прочим, дядя всемирно известного архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Кроме торговли Франц Осипович был всесторонне образованным человеком и увлекался искусством. Он

Саратовский государственный академический драматический театр имени И. А. Слонова – один из старейших театров нашей области. История его здания начиналась с загородного частного театра, а продолжилась как «воздушного» советского здания в стиле советского модернизма, театра-кузницы известных актёров.

Шехтели

А начало было положено известной семьёй предпринимателей, вышедшей из колонистов Поволжья – купцами Шехтелями.

В июне 1766 поселенцы прибыли из Баварии в немецкую колонию Шукк Саратовской губернии, а с 1820-х годов перебрались в Саратов. Шехтели торговали вином, шорными, галантерейными и мануфактурными товарами, золотыми и серебряными вещами, продукцией своей ткацкой фабрики, обоями и художественными произведениями.

Главный герой нашего рассказа Франц Осипович Шехтель (1806-1867) – саратовский купец 1-й гильдии. Между прочим, дядя всемирно известного архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля.

Кроме торговли Франц Осипович был всесторонне образованным человеком и увлекался искусством. Он выступил в роли одного из учредителей первого в Саратове литературно-музыкального кружка просвещенного купечества — Немецкого танцевального клуба.

Семейство проживало в одном из престижных мест города – на улице Московской недалеко от Гостиного двора. Здесь у них был жилой дом, номера, ресторан с винным погребом. Здесь же в доме устраивались театральные представления, так что Франц с детства знал и любил театр. А его отец Осип Шехтель даже одно время арендовал городской театр «со всеми принадлежностями как-то: декорациями, лампами и люстрами».

Кроме того, во владении у семейства был загородный сад. В мае-июне 1859 года Франц Осипович Шехтель построил в этом саду деревянный «летний вокзал для танцев. К этому вокзалу пристроили сцену для театра, и таким образом (…) явилось летнее собрание и театр».

Тогда «вокзалом» называли публичные увеселительные заведения (от англ. Vauxhall — названия общественного сада, располагавшегося в одноимённом пригороде Лондона, которое скоро стало словом нарицательным).

В начале мая 1866 года саратовские газеты писали: «В саду Шехтель уже всё устроено для увеселения публики. Театральный летний сезон откроется комедией А. Н. Островского «Не в свои сани не садись». Приглашена также труппа вольтижёров Краузе, которая резко отличается от всех цирковых трупп «безукоризненным исполнением» и «благородством шуток и поз». Шехтель всё предусмотрел для удобства публики: город с садом будут сообщаться при помощи двух омнибусов, заработает буфет с необходимой прислугой».

*Омбниус – предшественник автобуса – многоместная карета, запряжённая лошадьми (прим.авт)

22 мая того же года газета сообщала, что в саду госпожи Шехтель возведено новое помещение для биллиардной игры.

По желанию публики после спектакля устраивались танцы. Здесь же демонстрировались туманные картины, знакомившие публику с астрономией и геологией, выступали акробаты.

-2

Сад Сервье

После смерти Франца Шехтеля в 1867 году театр был выкуплен супругами Эдуардом и Аделаидой Сервье, которые приехали в Саратов из Франции в 1855 году. После этого за этим загородным садом с театром закрепилось имя «Сад Сервье».

Актёр театра В.Н. Давыдов в книге “Рассказ о прошлом” так описывал обстановку, сложившуюся в саду Сервье к 1871 году:

Маленький деревянный театрик, весь спрятавшийся в зелени тенистого сада, совершенно не был приспособлен для сложных постановок, в нем не было даже приличных декораций... Лето было жаркое, и все с наслаждением после пыльного и палящего дня бросались в тенистый и чистенький сад. Были сделаны дорожки, беседки, скамейки. Сад усердно поливали водой, чтоб не было пыли. Вечером украшали цветными фонариками, а в праздники Медведев освещал его каким-то прибором, дававшим необыкновенно сильный и яркий огонь. Здесь же можно было в ресторанчике сытно, вкусно и дешево закусить, а прекрасный оркестр услаждал музыкой. Одним словом, это было премиленькое местечко, где приятно было отдохнуть...

-3

После пожара 1875 года к маю следующего года летний театр был отстроен заново, «не похожий на сигарный ящик, а большой и настоящий». Газета «Саратовский справочный листок» писала о новом здании: «Театр большой, а по сравнению с прежним даже огромный. Резонанс порядочный».

-4

В сезон 1877 года в театре актером на вторых ролях работал В.А. Гиляровский - будущая российская знаменитость. В начале своего творческого пути в театре играли известные актёры А. П. Ленский, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова, К. А. Варламов.

Упадок и восстановление

В 1879 году супруги Сервье оказались банкротами. На торгах сад с театром приобрели их конкуренты - Г.И. Барыкин и М.К. Иванова (содержатели увеселительного «Приволжского вокзала»). Но не справились с содержанием театра, он приходил в упадок.

В мае 1880 года саратовская городская дума решила приобрести бюст Александра Пушкина. Вскоре этот бюст был установлен в «Саду Сервье», после чего сад стал называться Пушкинским.

-5

В 1883 году театр отошёл в собственность Городской Управы. В запущенном месте планировали разместить зоологический сад, больницу, и даже очистительный завод ассенизатора Арсентьева. «Будет грустно, если так случится и уничтожится один из лучших садов Саратова», - писал “Саратовский дневник”.

С 1888 года театр пытались оживить арендаторы братья Максимовы. А в 1891 году театр стал общедоступным. Местная пресса утверждала: «Ни один город в России, сколько нам известно, до сих пор не имел постоянного доступного для недостаточной массы театра, и нам очень приятно, что честь в этом прекрасном деле, первая серьёзная попытка принадлежит нашему городу». А с 1897-го – народным.

К зданию была проложен линия конки. В отремонтированном театре начинает давать спектакли «Кружок разумных развлечений» при обществе трезвой и улучшенной жизни (Городская дума сдала ему театр на 6 лет). Устраиваемые в саду «Сервье» народные спектакли, по отзывам местных газет 1897 года привлекают массу публики. "Замечательно, что среди посетителей почти нет пьяных. Публика держит себя вполне прилично".

В 1901 году здание снова полностью сгорело. «Грустную картину представлял из себя сад, – писал очевидец. – То место, где так недавно возвышалось громадное здание народного театра, представляло большую яму, на дне которой среди груды угольев и пепла виднелись исковерканные железные листы крыши, между которыми кое-где пробивались ещё огненные языки. Там и сям были разбросаны расплавленные трубы и батареи парового отопления, жалкие остатки театральной библиотеки. И только каким-то чудом уцелевший бюст А. С. Пушкина грустно смотрел на эту картину».

По проекту саратовского архитектора Г. Г. Плотникова к 1906 году было построено новое каменное здание. Основную часть репертуара составляли драмы, театр начал восстанавливать авторитет и популярность времён Сервье.

-6

Пушкниский Сад – местные «Липки»

6 июня 1910 года «Саратовский листок» писал о благоустройстве: «В Пушкинском саду значительно увеличен цветник. Здесь много зелени, цветов, клумб. В глубине цветника в густой зелени возвышается искусственный из дикого камня грот. Внутри его — электрическое освещение; поставлены лавочки. На верхушке, куда ведет извилистая тропинка, устроена площадка, также с лавочками. Дорожка к гроту проложена через мостик, построенный над небольшим углублением в земле для пруда. По окончании работ, в пруд будут пущены рыбы».

22 апреля 1911 года «Саратовская копеечка» писала: «В Пушкинском саду, бывшем Сервье, состоится общедоступное народное гулянье. Будет демонстрирован синематограф, сожжен фейерверк, предполагается оркестр балалаечников. Отсутствуют только обычные в таких случаях состязания на призы - лазанье по шестам и бег в мешках».

-7

О роли места в 1913 году писал «Саратовский вестник».

«Для жителей окраин сад бывш. Сервье, а теперь Пушкинский, играет такую же роль, как и «Липки» для центра. Каждый вечер сюда идут окраинцы с целью погулять и чистым воздухом подышать. А для того, чтобы воздух здесь был не только чистый, но и приятный, — в саду разбит хороший цветник.

Тем не менее, гуляющим не удается вдыхать чистый и приятный воздух. К саду прилегают немощенные улицы— Железнодорожная и Казарменная (Университетская – прим.авт.). Эти улицы обволакивают сад тучами пыли. Мало того, кто-то избрал маршрутом для городского ассенизационного обоза Мало-Царицынскую улицу (ныне – Слонова – прим.авт.), прилегающую к саду и его главному входу. Этот же путь избрали частные и тюремные обозы.

И вот, каждый вечер, по пыльной улице тянется бесконечная вереница бочек, негерметически закупоренных».

-8

Современность

В сезон 1915-1916 театр переходит в руки «Общества им. Островского» и в 1916 году ему было присвоено имя А. Н. Островского, а два года спустя с приходом советской власти – Карла Маркса (в честь 100-летия со дня его рождения).

Классический репертуар пополнили новые спектакли о революционных свершениях, труппа театра заметно окрепла благодаря появлению целого ряда талантливых актёров и режиссёров. Летом 1938 года состоялись московские гастроли театра.

«Как расположенный в рабочем районе и обслуживающий преимущественно рабочих и льготные абонементы, выдаваемые членам профсоюза», драмтеатр в 1920-е годы освобождался от городских налогов.

-9

К 1960-м годам старое здание окончательно обветшало и было снесено. В 1968 году на его месте был достроен новый театр в современном стиле советского модернизма «из бетона и стекла» по проекту архитекторов В. И. Суродина, В. И. Скоробогатова и Л. И. Ячина.

-10

Открытие обновлённого здания состоялось в День Конституции СССР (5 декабря 1967 года) постановкой спектакля "Русские люди" К. М. Симонова.

«Он взметнулся ввысь, сияя на солнце стеклом и дюраллюминием, а вечером – сотнями электрических огней. Кажется, что изогнутая линия его фасада «зовёт» зрителей, и они, ещё не поднявшись на гранитные ступени, уже чувствуют себя в здании – так глубоко просматривается оно сквозь стеклянную стену фасада и дальше, сквозь такую же стену кассового зала" - писала газета "Коммунист" о новом здании.

-11

В 1977 году театру было присвоено почётное звание академического. В 2003 году саратовский театр драмы получил имя своего прославленного актёра и режиссёра Ивана Артемьевича Слонова, возглавлявшего театр с 1935 по 1939 годы. Именно он заложил основы Саратовской театральной школы, которая дала миру известных драматических артистов.

На сцене театра играли народные артисты СССР Б. Ф. Андреев, В. А. Ермакова, О. И. Янковский; многочисленные народные и заслуженные артисты РСФСР.

-12

В 2016 году сад имени Пушкина переименовали в сквер имени Янковского. В сквере установили памятник Олегу Янковскому (скульптор – А.Щербаков, архитектор – Д.Назимов). Знаменитый советский актёр предстал в образе Мюнхгаузена из художественного фильма «Тот самый Мюнхгаузен».

-13

Использованные источники:

1. В.И.Давыдов, В.Н.Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008

2. З. Гусакова «Всё такой же чистенький, нарядный город», “Газета недели в Саратова”, №23 (202) от 26.06.2012

3. В.В, Семенов старину саратовскую, 1994.

4. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)

5. Сайт «Фотографии старого Саратова»

6. Номера газет "Коммунист", "Саратовский листок", "Саратовский вестник", "Саратовская копеечка" и др.