Найти в Дзене
IMATEK

Шоссе смерти

название, данное западными журналистами одному из финальных эпизодов войны в Персидском заливе. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года в результате массированных авианалётов авиации США и их союзников, на двух шоссе между Эль-Кувейтом и иракской границей были уничтожены тысячи автомобилей и единиц бронетехники, на которых иракская армия и мирные жители отступали из Кувейта. На шоссе 80 в окрестностях Эль-Джахры было сожжено авиаударами или брошено водителями около 1400 автомобилей и другой техники. Такая же атака была в ту же ночь предпринята на параллельном приморском шоссе, на котором также было уничтожено или брошено ещё до 400 единиц техники, поэтому название «шоссе смерти» может относиться к обеим трассам. Фотографии и телесъемки «шоссе смерти» стали яркими медийными образами операции «Буря в пустыне».

Один из участков «Шоссе смерти». Апрель 1991 года
Один из участков «Шоссе смерти». Апрель 1991 года

История

Оба «шоссе смерти» пролегают по территории Кувейта и Ирака. Шестиполосное шоссе 80 связывало между собой Эль-Джахру, пограничный иракский город Сафван и Басру. Другое шоссе вело из Эль-Джахры в Умм-Каср вдоль моря. Во время вторжения в Кувейт в 1990 году Ирак воспользовался шоссе, чтобы быстро передвинуть войска на территорию эмирата.

Наземное наступление сил Многонациональной коалиции, направленное на освобождение Кувейта, началось 24 февраля 1991 года. К этому времени иракские войска на линии фронта были практически отрезаны от тылового снабжения в результате действий коалиционной авиации и деморализованы. Некоторые подразделения пытались оказать сопротивление, но многие предпочли сдаться или отступить. Ситуация для иракских сил в Кувейте ухудшалась с каждым часом. 26 февраля президент Саддам Хусейн объявил о выводе всех иракских сил из страны. Секретарь Белого дома Марлин Фицватер пообещал, что США и их союзники не будут атаковать иракскую армию во время ухода из Кувейта. В тот же день войска арабских стран, поддерживаемые морской пехотой США, были в Эль-Кувейте. В иракской пустыне западнее Кувейта стремительно наступал 7-й армейский корпус США, в дальнейшем повернувший на восток и начавший продвижение к Басре, что грозило всем иракским силам в Кувейте полным окружением. Иракская оборона развалилась; многие солдаты, завладев первым попавшимся автотранспортом, пытались покинуть Кувейт по шоссе 80. При этом образовались многочисленные пробки. В числе оказавшихся на «шоссе смерти» машин были не только бронетехника и артиллерийские орудия, но также пожарные и полицейские машины, фургоны, лимузины, частные автомобили, даже бульдозер. На отрезке шоссе 80 за Эль-Джахрой образовалась многокилометровая пробка, ставшая легкой мишенью для налетов американской авиации.

В ночь с 26 на 27 февраля американская авиация нанесла удары по длинным иракским колоннам, выходившим из Кувейта, на шоссе 80. Бомбардировкам подверглись приблизительно 1400 машин на основном шоссе севернее Эль-Джахры и ещё около 400 в районе прибрежной дороги — последние принадлежали в основном элитной 1-й танковой дивизии «Хаммурапи» Республиканской гвардии Ирака. По сравнению с основным шоссе 80 на приморской трассе было больше военной техники — «танки и бронемашины, гаубицы и зенитные орудия, грузовики для перевозки боеприпасов и машины скорой помощи». Многие танки перевозились на танковых транспортерах и были уничтожены или просто брошены на шоссе — в одном месте союзники уничтожили 50 танков T-72; в другом месте группа из 40 танков была просто оставлена. Собственные танки и бронетехника союзников перекрыли шоссе 80 к северу, надеясь помешать бегству выживших, впрочем, без особого успеха: в плен сдалось лишь 450 иракских солдат.

Число жертв на «шоссе смерти» остаётся невыясненным. Фотограф Питер Тёрнли, прибывший на шоссе на следующее же утро после прекращения военных действий на «милю смерти», отмечал, что видел и сфотографировал множество тел и американских военных, хоронивших их в больших могилах. Журналисты «Вашингтон пост», побывавшие на основном шоссе, насчитали там от 200 до 300 трупов; о последствиях атаки на приморском шоссе «Вашингтон Пост» также сообщала, что там осталось остовы 400 единиц техники и «три дюжины тел». Журналист Los Angeles Times Боб Дрогин видел на том же приморском шоссе «многие десятки» трупов. Ливано-американская журналистка Джойс Чедиак утверждала, что на шоссе остались «тела десятков тысяч иракских солдат» — эта оценка, вероятно, была основана на общем числе солдат, отступавших из Кувейта, и небольшом количестве захваченных пленных. В 2003 году исследование Project on Defense Alternatives американской организации The Commonwealth Institute оценивало общее количество погибших в обеих колоннах в 800—1000 человек, и максимальные потери должны были понести голова и хвост каждой колонны.