Найти тему

Он написал сценарий к первому советскому боевику, открыл миру Высоцкого и смог оправдать поступки ворошиловского стрелка.

Сегодня поговорим о человеке, которому исполнилось бы 86 лет, но его нет с нами больше трёх лет.
что-то долго со статьей сидела, благо спит спокойно бриллиантик.
что-то долго со статьей сидела, благо спит спокойно бриллиантик.

Станислав Сергеевич Говорухин.

Станислав Сергеевич Говорухин.
Станислав Сергеевич Говорухин.

Мы будем говорить только о его творчестве, без политики.

Родился в городе Березники 29 марта 1936 года. В два года потерял отца и мать воспитывала его старшую сестру и его одна.

С детства занимался спортом и любил походы, поэтому в 1958 году закончил Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина, на геолога и успел почти год поработать.

Станислав Сергеевич Говорухин.
Станислав Сергеевич Говорухин.

В 1959 по 1961 года работал редактором и ассистентом режиссера на Казанской студии телевидения.

Вспоминает с теплотой тот период: «Те два года, которые я там проработал, я могу назвать самыми творческими в моей биографии — изучали новое дело. Я был и швец, и жнец, и на дуде игрец: и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну, а с телевидения — прямая дорога в кино!»

Но сначала надо было поучиться и в 1961 поступает во ВГИК и 1966 году заканчивает с отличием.

Аптекарша, 1964 г.
Аптекарша, 1964 г.

В 1964 году первая его работа – Аптекарша.

Фильм был короткометражным по мотивам рассказа А.П.Чехова.

Сам Говорухин позже оценил эту работу так: «фильм можно показывать студентам как пример того, как не надо снимать кино. Идёт он 22 минуты, а вся история минут на 8. Все переигрывают. Абсолютно неправильная работа, и если всё это ещё можно простить, то отсутствие юмора — никогда. Юмора в этой картине нет, а в рассказе Чехова есть. Перечитайте, там, где-то и улыбнуться можно. Короче, анекдот про двух мышей, которые грызут плёнку в архиве, слышали? Одна другую спрашивает: «Ну и как?» «Сценарий был лучше», — отвечает другая».

Картина рассказывает про маленький город. Ночью в аптеку пришли два офицера, жена провизора никак не могла уснуть в эту ночь и открыла им.

Даже Мосфильм отмечал, что картина не получила широкую известность, хотя и считали в отличии от создателя ее «прекрасной короткометражкой».

На дипломе была работа под названием Тётя Катя.

В институте поставил себе цель что будет работать на Одесской киностудии.

Аргумент у него был такой: «в те времена - подъема и расцвета советского кинематографа, на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то… свежестью. «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Жажда» — мои любимые фильмы».

Сказано сделано, в 1967 году поехал вместе с другом Борисом Дуровом в Одессу.

Создатель первого советского кинобоевика с демонстрацией приёмов карате. Как зовут этого режиссера?
ОСТРОВОК НА БОЛЬШОЙ ЗЕМЛЕ12 марта 2022
Из воспоминаний, «Нам предложили сценарий, очень слабый, об альпинистах. Мы посмотрели сценарий, поняли, что даже переделка ему не поможет, но все равно схватили — когда нам еще представится возможность снять полнометражный фильм?».
Вертикаль, 1967 г.
Вертикаль, 1967 г.

И сразу успех, картина Вертикаль в главной роли Владимир Высоцкий.

Про этот фильм мы говорили в статье про Дурова, почитать можете здесь.

Говорухин подружился с Высоцким, говорил о нём: «Володя Высоцкий, конечно, оказал на меня большое влияние. Научил быть сильным. Он один из тех, кого я могу назвать своими духовными учителями».
Поэтому он не раз его еще снимет и его песни прозвучат в его фильмах.
Белый взрыв, 1969 г.
Белый взрыв, 1969 г.

Почувствовав успех, решил снять еще одну картину про альпинистов – Белый взрыв, 1969 году.

События происходят в период Великой Отечественной войны в горах Кавказа. Фашисты расположились в горах и обстреливают беженцев и раненых, которые пытаются перейти этот хребет. Лейтенант Артём Арсенов предлагает организовать лавину, путём взрыва снеговой шапки. Он когда-то давно пытался покорить эту вершину. Для осуществления плана набирает группу из шести человек, среди которых есть как опытные альпинисты, так и новички.

Говорухин выступил и сценаристом, и режиссером и даже снялся у себя в картине в роли немецкого офицера, но волна успеха эту картину не задела.

Наш герой считал её одной из лучших работ, на съемках он чуть не погиб.
Рассказывал про этот случай: «Шансов выжить абсолютно не было, вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине — Господь отвел — не взорвался и не загорелся. Все поломались, но все выжили. Конечно, это событие навеки запечатлелось в моем сердце. Этот день я считаю самым счастливым в моей жизни».
День ангела, 1968 г
День ангела, 1968 г

До этого был фильм-катастрофа День ангела, 1968 год, по мотивам рассказа Бориса Житкова.

Повествует о пожаре на пассажирском пароходе «Цесаревич» совершавшем рейс в Атлантическом океане из США в Одессу и пережившем шторм. Проблема была в том, что погасить было не реально, спасаться на шлюпках нельзя.

Для реалистичности снимали кино на реальном пассажирском лайнере «Крым», который был с 1966 года учебным, а в 1973 году пошёл на металлолом.
Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, 1972 г.
Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, 1972 г.

В 1972 году решает снять фильм в жанре приключений по книге Даниэля Дефо - Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, в главной роли Леонид Куравлев, об этом фильме упоминали в статье про актера, ссылка на статью будет ниже.

Афоня, Жорж Милославский, Пашка Колокольников как не назови, умер Куравлёв.
ОСТРОВОК НА БОЛЬШОЙ ЗЕМЛЕ1 февраля 2022
Интересно, что он стал самый успешный советский фильм в Польше в 70-х годах.
Контрабанда, 1974 г.
Контрабанда, 1974 г.

В 1974 году в этом же жанре фильм Контрабанда.

Написав сценарий снимает кино, как с завода похищают детали, содержащие платину. В это время, таможенники находят саквояж с конфетами, в которые были спрятаны платиновые пластинки.

В картине прозвучали песни Высоцкого, о чём я и говорила ранее и Битлз.

Ветер Надежды, 1977 г.
Ветер Надежды, 1977 г.

В 1977 году снял картину Ветер Надежды на киностудии им. М. Горького по своему сценарию, про курсантов морского училища.

Повторять о том, что будут звучать песни Высоцкого не буду.

И вот наступил знаковый для него год 1979.

Место встречи изменить нельзя, 1979 г.
Место встречи изменить нельзя, 1979 г.

Выходит, пятисерийный детективный фильм Место встречи изменить нельзя, про работников МУРа, Шарапова и Жеглова.

Я из тех немногочисленных людей, которые не восхищаются этой картиной. Неужели не заметно, что Высоцкий переигрывает, так сказать играет театрально. Он порой оставался за режиссера и у него был свой подход, который называли театральным, это замечал и Говорухин, всё вошло в фильм, так как сказал Станислав Сергеевич: «У нас не было времени что-то переснимать, да и не было необходимости». Высоцкий вытянул героя на харизме и большой поддержке. Создал образ, с которым часто сравнивали реальных работников, только без подложенных улик, я про кошелек Кирпичу.

Пиратов ХХ века, 1979 г.
Пиратов ХХ века, 1979 г.

В этом же году совместно с другом Борисом Дуровым пишут сценарий Пиратов ХХ века, об этом так же был отражено в статье про творчество Дурова.

Все видели этот первый советский кинобоевик, где, как и в зарубежных фильмах определяется герой, который спасет всех, здесь это Сергей.

Этот фильм просмотрели с лупой кому не лень, нашли все косяки, но не забываем это первый отблеск пера.

Станислав Сергеевич возвращается в кресло режиссера и снимает приключенческое кино.

Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна, 1981 г.
Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна, 1981 г.

По повести Марка Твена в 1981 году - Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна.

Молодой Владислав Галкин в роли Гекльберри Финна и Фёдор Стуков – Том Сойер.

Фильм рассказывает о сироте Томе и его друге Финне, они не сидят на месте и влипают в приключения.

В поисках капитана Гранта, 1985 г.
В поисках капитана Гранта, 1985 г.

По произведению Жюля Верна Дети капитана Гранта в 1985 году – В поисках капитана Гранта.

Фильм был снят совместно с Болгарией, его впервые показали по Центральному телевидению.

Картина состоит из рассказа о жизни писателя, истории создания его романа и сюжета самого романа, в конце обе сюжетные линии объединятся.

Тайна мадам Вонг, 1986 г.
Тайна мадам Вонг, 1986 г.

Он не прекращает писать сценарии, Тайна мадам Вонг, вышел фильм в 1986 год и имел успех.

 Десять негритят, 1987 г.
Десять негритят, 1987 г.

В 1987 году решает экранизировать свой сценарий по произведению Агаты Кристи Десять негритят.

Классический сюжет, некто приглашает людей из самых разных слоёв общества к себе, в данном случаи на уединённый Негритянский остров. Все приезжают по приглашению, но хозяина нет. Непогода прерывает связь с материком, все остаются в доме. Позже выясняется, что каждый из присутствующих обвиняется в убийстве одного или нескольких людей, которое он совершил в прошлом.

А вы знали, что в начале фильма расставлял фигурки сам режиссер.

Говорухин не только пишет сценарии, книги, очерки о политике, но и снимается в кино.

В 1987 году создаёт и возглавляет международный фестиваль Золотой Дюк, просуществовавший три года.

В 90х снимает документальные ленты, возможно потому что его сын от первого брака делала тоже самое.

Вспоминая о сыне говорил: «Он воспитывался на книгах. Рвался служить в Афганистан, но мама легла костьми и не пустила. Но эта болезнь войной, которая была воспитана мужественными книгами, не прошла. И он, закончив сценарный факультет ВГИКа, решил снять документальный фильм о войне. С камерой они прошли и Таджикистан, и Чечню, все горячие точки. Грудь у него в орденах, в Чечне он потерял ногу, но они сняли документальный фильм «Прокляты и забыты», который получил премию «Ника», высшую российскую кинематографическую премию».
Так жить нельзя, 1990 г.
Так жить нельзя, 1990 г.

Первая документальная картина - Так жить нельзя, 1990 год.

Подняты актуальные темы: нищета, пороки общества, рост преступности и кризис государственной системы.

За картину получит премию Ника в трёх номинация, это подстегнула его снять продолжение.

В 1992 году - Россия, которую мы потеряли, а в 1994 году Великая криминальная революция, а еще в 1992 году – Александр Солженицын.

Россия, которую мы потеряли, 1992 г.
Россия, которую мы потеряли, 1992 г.

Фраза Россия, которую мы потеряли стала нарицательной.

В киноленте очень много фотографий и документов, которые герой собрал, когда готовился рассказать в картине о дореволюционной России.

Великая криминальная революция, 1994 г.
Великая криминальная революция, 1994 г.

В третьем фильме (Великая криминальная революция), который запретили к показу, речь шла о России и Советском Союзе, о последствиях рыночных и демократических реформ в России.

Говорухин считал, что к власти пришли лица из преступного мира, отмечал связь между этими изменениями в государстве и нравственным обликом его граждан.

Станислав Сергеевич в комментариях к фильму сказал: «В последнем фильме выразилось все мое разочарование тем, что произошло в стране. Задумывали демократические реформы, получились криминальные. А учитывая то, что страна наша — огромных размеров, я назвал эту криминальную революцию — великой».

Потом он продолжительное время не снимал фильмы.

Ворошиловский стрелок, 1999 г.
Ворошиловский стрелок, 1999 г.

В 1999 году вышла картина Ворошиловский стрелок, по мотивам книги Виктора Пронина Женщина по средам.

Помните же сюжет, где пришлось прибегнуть к самосуду, так как справедливости было не дождаться.
Появилось прозвище «Ворошиловский стрелок» у людей, совершивших самосуд.

Скромный пенсионер живет с внучкой Катей, которая учится в музыкальном училище. В соседнем доме живет молодой бизнесмен Борис Чуханов, который со своими друзьями Вадимом Пашутиным, сын полковника милиции и одноклассник Кати и Игорем Зворыгиным, студент, изучающий структурную лингвистику, в среду приглашает проституток. В одну из таких сред, ничего не получилось, они увидели Катю и заманили к себе, где изнасиловали. Дед узнав решил отомстить, но его остановил участковый, но после того как стало понятно, что правосудия не будет, вспоминает как в Великую Отечественную войну воевал, берет винтовку и устраивает свой суд.

Забавно было как критики играли роль удивления, почему образ стрелка находит одобрение, как будто не видели обстановку вокруг, это из той же темы притворства, которую я поднимала в прошлой статье.

В 2001 году он решил попробовать поставил во МХАТе им. Горького спектакль Контрольный выстрел, до сих пор его ставят в театре.

В 2004 решил повторить опыт в роли театрального режиссера в Школе современной пьесы - спектакль Па-де-де.

Благословите женщину, 2003 г.
Благословите женщину, 2003 г.

В 2003 снимает мелодраму Благословите женщину, по повести Грековой Хозяйка гостиницы.

Про самопожертвование женщины в угоду мужа.

Она скитается за ним, подчиняемся ему беспрекословно. Вера вынуждена избавиться от ребёнка, а привязавшись к сыну Ларичева от первого брака, лишается и его. Когда же муж умирает, статус жертвы продолжается, она считает и её жизнь кончена.

 Конец прекрасной эпохи, 2015 г.
Конец прекрасной эпохи, 2015 г.

В 2015 году выходит последняя его работа - Конец прекрасной эпохи.

Экранизация рассказов Довлатова.

В фильме события разворачиваются после 10 лет со смерти Сталина, молодой журналист уезжает в Таллин работать.

Станислав Сергеевич Говорухин.
Станислав Сергеевич Говорухин.

14 июня 2018 году Говорухин умер, предположительно рак.

На Париж, 2019 г.
На Париж, 2019 г.

После смерти, в 2019 году вышел фильм На Париж, по его сценарию.

Мы говорим только о творческой составляющей Станислава Сергеевича.

Как считаете, его работы достойны того чтоб о них вспомнить?

Делитесь своим мнением в комментариях, не забывайте подписываться на канал.

Главное создавайте в своём вигвамчике хорошее настроения, не смотря не на что сохраняйте позитив в это не спокойное время.

#советские режиссеры #станислав говорухин #вертикаль #приключения Робинзона крузо #место встречи изменить нельзя #пираты 20 века #в поисках капитана гранта #десять негритят #ворошиловский стрелок #благословите женщину