Сегодня поговорим о человеке, которому исполнилось бы 86 лет, но его нет с нами больше трёх лет.
Станислав Сергеевич Говорухин.
Мы будем говорить только о его творчестве, без политики.
Родился в городе Березники 29 марта 1936 года. В два года потерял отца и мать воспитывала его старшую сестру и его одна.
С детства занимался спортом и любил походы, поэтому в 1958 году закончил Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина, на геолога и успел почти год поработать.
В 1959 по 1961 года работал редактором и ассистентом режиссера на Казанской студии телевидения.
Вспоминает с теплотой тот период: «Те два года, которые я там проработал, я могу назвать самыми творческими в моей биографии — изучали новое дело. Я был и швец, и жнец, и на дуде игрец: и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну, а с телевидения — прямая дорога в кино!»
Но сначала надо было поучиться и в 1961 поступает во ВГИК и 1966 году заканчивает с отличием.
В 1964 году первая его работа – Аптекарша.
Фильм был короткометражным по мотивам рассказа А.П.Чехова.
Сам Говорухин позже оценил эту работу так: «фильм можно показывать студентам как пример того, как не надо снимать кино. Идёт он 22 минуты, а вся история минут на 8. Все переигрывают. Абсолютно неправильная работа, и если всё это ещё можно простить, то отсутствие юмора — никогда. Юмора в этой картине нет, а в рассказе Чехова есть. Перечитайте, там, где-то и улыбнуться можно. Короче, анекдот про двух мышей, которые грызут плёнку в архиве, слышали? Одна другую спрашивает: «Ну и как?» «Сценарий был лучше», — отвечает другая».
Картина рассказывает про маленький город. Ночью в аптеку пришли два офицера, жена провизора никак не могла уснуть в эту ночь и открыла им.
Даже Мосфильм отмечал, что картина не получила широкую известность, хотя и считали в отличии от создателя ее «прекрасной короткометражкой».
На дипломе была работа под названием Тётя Катя.
В институте поставил себе цель что будет работать на Одесской киностудии.
Аргумент у него был такой: «в те времена - подъема и расцвета советского кинематографа, на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то… свежестью. «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Жажда» — мои любимые фильмы».
Сказано сделано, в 1967 году поехал вместе с другом Борисом Дуровом в Одессу.
Из воспоминаний, «Нам предложили сценарий, очень слабый, об альпинистах. Мы посмотрели сценарий, поняли, что даже переделка ему не поможет, но все равно схватили — когда нам еще представится возможность снять полнометражный фильм?».
И сразу успех, картина Вертикаль в главной роли Владимир Высоцкий.
Про этот фильм мы говорили в статье про Дурова, почитать можете здесь.
Говорухин подружился с Высоцким, говорил о нём: «Володя Высоцкий, конечно, оказал на меня большое влияние. Научил быть сильным. Он один из тех, кого я могу назвать своими духовными учителями».
Поэтому он не раз его еще снимет и его песни прозвучат в его фильмах.
Почувствовав успех, решил снять еще одну картину про альпинистов – Белый взрыв, 1969 году.
События происходят в период Великой Отечественной войны в горах Кавказа. Фашисты расположились в горах и обстреливают беженцев и раненых, которые пытаются перейти этот хребет. Лейтенант Артём Арсенов предлагает организовать лавину, путём взрыва снеговой шапки. Он когда-то давно пытался покорить эту вершину. Для осуществления плана набирает группу из шести человек, среди которых есть как опытные альпинисты, так и новички.
Говорухин выступил и сценаристом, и режиссером и даже снялся у себя в картине в роли немецкого офицера, но волна успеха эту картину не задела.
Наш герой считал её одной из лучших работ, на съемках он чуть не погиб.
Рассказывал про этот случай: «Шансов выжить абсолютно не было, вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине — Господь отвел — не взорвался и не загорелся. Все поломались, но все выжили. Конечно, это событие навеки запечатлелось в моем сердце. Этот день я считаю самым счастливым в моей жизни».
До этого был фильм-катастрофа День ангела, 1968 год, по мотивам рассказа Бориса Житкова.
Повествует о пожаре на пассажирском пароходе «Цесаревич» совершавшем рейс в Атлантическом океане из США в Одессу и пережившем шторм. Проблема была в том, что погасить было не реально, спасаться на шлюпках нельзя.
Для реалистичности снимали кино на реальном пассажирском лайнере «Крым», который был с 1966 года учебным, а в 1973 году пошёл на металлолом.
В 1972 году решает снять фильм в жанре приключений по книге Даниэля Дефо - Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, в главной роли Леонид Куравлев, об этом фильме упоминали в статье про актера, ссылка на статью будет ниже.
Интересно, что он стал самый успешный советский фильм в Польше в 70-х годах.
В 1974 году в этом же жанре фильм Контрабанда.
Написав сценарий снимает кино, как с завода похищают детали, содержащие платину. В это время, таможенники находят саквояж с конфетами, в которые были спрятаны платиновые пластинки.
В картине прозвучали песни Высоцкого, о чём я и говорила ранее и Битлз.
В 1977 году снял картину Ветер Надежды на киностудии им. М. Горького по своему сценарию, про курсантов морского училища.
Повторять о том, что будут звучать песни Высоцкого не буду.
И вот наступил знаковый для него год 1979.
Выходит, пятисерийный детективный фильм Место встречи изменить нельзя, про работников МУРа, Шарапова и Жеглова.
Я из тех немногочисленных людей, которые не восхищаются этой картиной. Неужели не заметно, что Высоцкий переигрывает, так сказать играет театрально. Он порой оставался за режиссера и у него был свой подход, который называли театральным, это замечал и Говорухин, всё вошло в фильм, так как сказал Станислав Сергеевич: «У нас не было времени что-то переснимать, да и не было необходимости». Высоцкий вытянул героя на харизме и большой поддержке. Создал образ, с которым часто сравнивали реальных работников, только без подложенных улик, я про кошелек Кирпичу.
В этом же году совместно с другом Борисом Дуровым пишут сценарий Пиратов ХХ века, об этом так же был отражено в статье про творчество Дурова.
Все видели этот первый советский кинобоевик, где, как и в зарубежных фильмах определяется герой, который спасет всех, здесь это Сергей.
Этот фильм просмотрели с лупой кому не лень, нашли все косяки, но не забываем это первый отблеск пера.
Станислав Сергеевич возвращается в кресло режиссера и снимает приключенческое кино.
По повести Марка Твена в 1981 году - Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна.
Молодой Владислав Галкин в роли Гекльберри Финна и Фёдор Стуков – Том Сойер.
Фильм рассказывает о сироте Томе и его друге Финне, они не сидят на месте и влипают в приключения.
По произведению Жюля Верна Дети капитана Гранта в 1985 году – В поисках капитана Гранта.
Фильм был снят совместно с Болгарией, его впервые показали по Центральному телевидению.
Картина состоит из рассказа о жизни писателя, истории создания его романа и сюжета самого романа, в конце обе сюжетные линии объединятся.
Он не прекращает писать сценарии, Тайна мадам Вонг, вышел фильм в 1986 год и имел успех.
В 1987 году решает экранизировать свой сценарий по произведению Агаты Кристи Десять негритят.
Классический сюжет, некто приглашает людей из самых разных слоёв общества к себе, в данном случаи на уединённый Негритянский остров. Все приезжают по приглашению, но хозяина нет. Непогода прерывает связь с материком, все остаются в доме. Позже выясняется, что каждый из присутствующих обвиняется в убийстве одного или нескольких людей, которое он совершил в прошлом.
А вы знали, что в начале фильма расставлял фигурки сам режиссер.
Говорухин не только пишет сценарии, книги, очерки о политике, но и снимается в кино.
В 1987 году создаёт и возглавляет международный фестиваль Золотой Дюк, просуществовавший три года.
В 90х снимает документальные ленты, возможно потому что его сын от первого брака делала тоже самое.
Вспоминая о сыне говорил: «Он воспитывался на книгах. Рвался служить в Афганистан, но мама легла костьми и не пустила. Но эта болезнь войной, которая была воспитана мужественными книгами, не прошла. И он, закончив сценарный факультет ВГИКа, решил снять документальный фильм о войне. С камерой они прошли и Таджикистан, и Чечню, все горячие точки. Грудь у него в орденах, в Чечне он потерял ногу, но они сняли документальный фильм «Прокляты и забыты», который получил премию «Ника», высшую российскую кинематографическую премию».
Первая документальная картина - Так жить нельзя, 1990 год.
Подняты актуальные темы: нищета, пороки общества, рост преступности и кризис государственной системы.
За картину получит премию Ника в трёх номинация, это подстегнула его снять продолжение.
В 1992 году - Россия, которую мы потеряли, а в 1994 году Великая криминальная революция, а еще в 1992 году – Александр Солженицын.
Фраза Россия, которую мы потеряли стала нарицательной.
В киноленте очень много фотографий и документов, которые герой собрал, когда готовился рассказать в картине о дореволюционной России.
В третьем фильме (Великая криминальная революция), который запретили к показу, речь шла о России и Советском Союзе, о последствиях рыночных и демократических реформ в России.
Говорухин считал, что к власти пришли лица из преступного мира, отмечал связь между этими изменениями в государстве и нравственным обликом его граждан.
Станислав Сергеевич в комментариях к фильму сказал: «В последнем фильме выразилось все мое разочарование тем, что произошло в стране. Задумывали демократические реформы, получились криминальные. А учитывая то, что страна наша — огромных размеров, я назвал эту криминальную революцию — великой».
Потом он продолжительное время не снимал фильмы.
В 1999 году вышла картина Ворошиловский стрелок, по мотивам книги Виктора Пронина Женщина по средам.
Помните же сюжет, где пришлось прибегнуть к самосуду, так как справедливости было не дождаться.
Появилось прозвище «Ворошиловский стрелок» у людей, совершивших самосуд.
Скромный пенсионер живет с внучкой Катей, которая учится в музыкальном училище. В соседнем доме живет молодой бизнесмен Борис Чуханов, который со своими друзьями Вадимом Пашутиным, сын полковника милиции и одноклассник Кати и Игорем Зворыгиным, студент, изучающий структурную лингвистику, в среду приглашает проституток. В одну из таких сред, ничего не получилось, они увидели Катю и заманили к себе, где изнасиловали. Дед узнав решил отомстить, но его остановил участковый, но после того как стало понятно, что правосудия не будет, вспоминает как в Великую Отечественную войну воевал, берет винтовку и устраивает свой суд.
Забавно было как критики играли роль удивления, почему образ стрелка находит одобрение, как будто не видели обстановку вокруг, это из той же темы притворства, которую я поднимала в прошлой статье.
В 2001 году он решил попробовать поставил во МХАТе им. Горького спектакль Контрольный выстрел, до сих пор его ставят в театре.
В 2004 решил повторить опыт в роли театрального режиссера в Школе современной пьесы - спектакль Па-де-де.
В 2003 снимает мелодраму Благословите женщину, по повести Грековой Хозяйка гостиницы.
Про самопожертвование женщины в угоду мужа.
Она скитается за ним, подчиняемся ему беспрекословно. Вера вынуждена избавиться от ребёнка, а привязавшись к сыну Ларичева от первого брака, лишается и его. Когда же муж умирает, статус жертвы продолжается, она считает и её жизнь кончена.
В 2015 году выходит последняя его работа - Конец прекрасной эпохи.
Экранизация рассказов Довлатова.
В фильме события разворачиваются после 10 лет со смерти Сталина, молодой журналист уезжает в Таллин работать.
14 июня 2018 году Говорухин умер, предположительно рак.
После смерти, в 2019 году вышел фильм На Париж, по его сценарию.
Мы говорим только о творческой составляющей Станислава Сергеевича.
Как считаете, его работы достойны того чтоб о них вспомнить?
Делитесь своим мнением в комментариях, не забывайте подписываться на канал.
Главное создавайте в своём вигвамчике хорошее настроения, не смотря не на что сохраняйте позитив в это не спокойное время.
#советские режиссеры #станислав говорухин #вертикаль #приключения Робинзона крузо #место встречи изменить нельзя #пираты 20 века #в поисках капитана гранта #десять негритят #ворошиловский стрелок #благословите женщину