Найти тему
Кнедлик

«Все они ещё вернутся». О том, почему исход либеральной интеллигенции не имеет смысла

Оглавление

Помните ли вы, что в далёкие времена пандемии экологическая ситуация в Венеции настолько улучшилась, что в каналы вернулись дельфины?

С массовым исходом тех, кого принято называть в России либералами, ничего подобного не произойдёт. Никакие подснежники обновленной российской интеллигенции не взойдут, потому что для них нет культурной и национальной почвы. Она никогда не была предусмотрена архитектурой политической системы. С массовым оттоком всех, кто мыслит чуть иначе, чем стандартный ура-патриот, лучше не станет — эта же самая система начнёт искать врагов среди своих.

Послеоперационное состояние России ухудшилось, поэтому строить предположения о возможном улучшении чего-либо так же бессмысленно и глупо, как и предсказывать скорый крах и тотальный распад всего и вся.

Все мы родом из...

Родина современного либерального интеллигента — это Советский Союз. Именно поэтому у него всегда будет много общего с сегодняшней Российской Федерацией. Они не могут друг без друга, в чём постоянно признаются посредством слов, поступков и жестов. Часто мы говорим об интеллигентах с этой обязательной припиской «либеральный», подразумевая, наверное, что все эти люди выступают за либеральные реформы, глобализм, коллективный Запад и шарик с мороженым в кофе.

Как же так получилось, что у нас в России нет консервативной интеллигенции, левой интеллигенции или даже националистической? Ответ очень простой: интеллигент всегда стремится принять позу, в которой будет удобно и топать ногой, и протягивать руку. Это понятное и предсказуемое поведение. Когда государственный чиновник глядит в зеркало, он может увидеть в себе черты либерала, а либеральный журналист в своём отражении при внимательном рассмотрении найдёт морщины сотрудника газеты «Правда».

Интересную точку зрения высказывают те, кто размышляет о распаде СССР как о длительном, ещё не до конца завершившимся процессе, но проблема такой позиции заключается в том, что эрозия постсоветского пространства — это явление, относящееся ко всем бывшим советским республикам без исключения. Воображать, что это разложение «на плесень и липовый мёд» характерно только для Российской Федерации и больше ни для какой иной страны, в настоящее время просто недальновидно.

Все эти пятнадцать государств, «объединённых общей исторической судьбой», оказываются не социально-политическими структурами, а в большей степени географическими или геологическими сущностями. Карту бывшего СССР правильнее всего рассматривать как территорию соприкасающихся друг с другом литосферных плит, на границах которых с неизбежностью будут возникать и толчки, и потрясения, и желоба, и складки. Это уже воспринимается как данность.

Иллюстрация сделана на основе фотографии Анатолия Чубайса из открытых источников.
Иллюстрация сделана на основе фотографии Анатолия Чубайса из открытых источников.

Наше положение

В современных условиях, когда профессия политолога стала ассоциироваться с большеголовыми говорунами из телевизора, исследования современных политических процессов надо срочно отдать на откуп географам, физикам, биологам и математикам. Те либеральные интеллектуалы, которые в девяностых и нулевых самозабвенно рассказывали о необходимости изучения гуманитарных наук для развития экономики, общества и культуры в узком смысле этого слова, остались у разбитого корыта. Они и есть архитекторы всего, что мы сейчас имеем. Теперь же любой уважающий себя молодой человек будет выбирать себе специальность исходя из заботы о том, сможет ли он после получения образования позволить себе поесть три раза в день, а не полтора-два, как это привык делать его знакомый филолог, учитель средней школы или журналист.

В этом и состоит трагедия нашего положения, в которое мы закатываемся, словно бильярдный шар в лузу: так называемые «либеральные» деятели, которые никогда не рассматривали родную страну как цель, а как средство, будут метаться между Москвой и Ереваном, Питером и Тбилиси. С прошлого месяца стало понятно, что любой прозрачный намёк на ухудшение экономической ситуации будет восприниматься этими людьми как повод собрать чемоданы и громко хлопнуть дверью. И чем громче и размашистей, тем вероятнее скорое возвращение назад.

И как бы государство не клеймило их нацпредателями и врагами, оно всегда повернётся к ним лицом и раздаст тёплые места в благотворительных фондах, госкорпорациях и СМИ. И даже Анатолий Чубайс, который покинул Россию холодной весной, обменяв её на тёплую Турцию, вернётся на место хозяина положения. Нас же, продолжающих работать на благо общества, никто и нигде не ждёт, именно поэтому остаётся надеяться только на самих себя.

«Запретить всех». Мы ещё не осознаем масштабов цензуры, с которой столкнёмся в будущем
Кнедлик4 февраля 2022