Добрый день! Эта публикация продолжает цикл посвященный культуре средневековой Японии. Напомню вам, что мы разобрались с историей, познакомились с самураями и ниндзя и перешли к древней японской религии - синтоизму. Выяснили как возник мир, как появились "три драгоценных ребенка": Аматерасу, Сусаноо и Цукуёми, и как ссорились и мирились Аматерасу и Сусаноо, и как, по решению Аматерасу, был изгнан правитель Земли Окунинуси - потомок Сусаноо, и наконец, о том, кто стал предком первого японского императора.
Теперь расскажу истории взаимоотношений Аматэрасу с третьим “драгоценным ребенком”, которая гораздо короче. Однажды хозяйка Солнца услышала о богине еды Укемоти, дочери Идзанаги и Идзанами. Она отправила Цукуёми посмотреть, кто же это такая.
Укемоти приготовила много вкусной еды, принимая гостя или гостью, поскольку в случае с Цукуёми не представляется возможным установить пол божества. Но процесс ее создания был специфический. Она встала лицом к океану и выплюнула рыбу, лицом к лесу - извергла дичь, глядя на рисовое поле, кашляла рисом и т.д. Цукуёми было так противно смотреть на все это, что он убил Укемоти, но даже из ее мертвого тела продолжала появляться различная пища. А́матэрасу, узнав об убийстве, разгневалась и приказала Цукуёми, никогда не показываться ей на глаза, так он стал божеством Луны, а поскольку Сусаноо уже был изгнан, то и моря достались Цукуёми.
Вариант генеалогического древа синтоистских богов представлен на экране.
Дополнительно хочу отметить, что хотя в распоряжении исследователей имеются древние источники, такие как “Кодзики” и “Нихон сёки”, тем не менее варианты мифов могут отличаться друг от друга деталями. Есть история, где Аматэрасу, Цукуёми и Сусаноо производит на свет только Идзанаги. В другой трактовке, они дети обоих прародителей. Таких различий много. В своем повествовании я, как обычно, придерживаюсь только одной версии.
Обращу ваше внимание на то, что мир в синтоизме делится на три уровня, как и во многих других древних верованиях:
Небеса - Такама-но хара, что значит “Равнина высокого неба” - верхний мир, место обитания небесных богов - амацуками и божественных предков, в котором владычествует богиня Аматэрасу. Там расположены ее дом и рисовые поля.
Земля - Асихара-но Накацукуни “Тростниковая равнина - срединная страна” - земля людей, а в древности название Японии. Небо и земля соединены мостом Амэ-но-укихаси - “плавающий мост неба”, на котором есть страж - Сарутахико - глава земных богов - куницуками.
Загробный мир - Ёми или Ёми-но куни - “Страна желтых вод” или “Страна желтого источника” - подземное царство, страна мёртвых, погруженная в вечную тьму, “нижняя страна”, соприкосновение с которой оскверняет и требует ритуального очищения.
В VI в. в Японию приходит буддизм из Кореи, о его влиянии на религиозно мифологические представления я расскажу в следующей публикации.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала