Когда произведение изобразительного искусства нацелено на создание эпичного, монументального образа, то это необходимо сразу закладывать в композиции произведения.
Один из самых употребляемых методов композиции – показ фигуры во фрагментарном плане. В этом случае объект кажется значительным и большим, чем показанный целиком. Это основано на законе зрительного восприятия человека.
Так же срабатывает и композиционный прием, когда предметы или фигуры изображаются в укрупненном масштабе, то есть занимают почти всю поверхность холста при минимальном пространстве справа и слева, сверху и снизу. Эффект тесноты, выпадения из поверхности подчеркивает размер и монументальность.
Если нужно передать эпический простор в панорамном пейзаже, развернутом по горизонтали, то необходимо наличие боковых преград в виде зданий, деревьев или других предметов. Так же очень выразительно смотрится многоплановость пейзажа, где контрастность и насыщенность цвета ослабевает от плана к плану.
Правильное использование вертикалей и горизонталей в композиции тоже позволяет усилить монументальность изображения. Так использование ритмов вертикальных направлений подчеркивает состояние величия, парадности и приподнятости образа. Их усиливает и подчеркивает горизонталь в композиции.
Диагональные линии в композиции необходимы для создания эффекта движения. Они усиливают или ослабляют движение. Классический пример на использование диагонали в композиции мы видим в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Там направление движения саней, бегущий мальчик и расположение отдельных фигур, толпы вокруг дано точно по диагонали, из нижнего правого угла картины в верхний левый. Это позволяет зрителю ощущать движение, заставляет оживать все полотно, хотя движение здесь чуть замедлено.
Тут нужно учитывать, что зрительное восприятие, связанное с нашей привычкой читать и писать слева направо, активизирует, усилит восприятие движения, если оно расположено по диагонали слева направо или параллельно плоскости картины. В обратном случае справа налево – движение замедляется.
Для создания монументальности образа часто принимают низкий уровень горизонта, тогда предметы и фигуры кажутся больше и значительнее. Важно использовать и обобщение образа. В эпичном и монументальном образе нет места избыточной детализации, суете.
Нужно помнить, что монументальные вещи должны читаться с большого расстояния. Здесь очень важен точный рисунок силуэта, контрастный и выразительный. Никаких полутонов и мягкости. Только четкий и внятный рисунок и лаконичная живопись, немного ограниченная в цвете.
Очень важен для создания монументального образа и формат картины. Ведь на камерном размере невозможно сделать эпичную работу. Поэтому художники монументалисты любят большие форматы.
Конечно, на больших форматах есть своя методика ведения живописи, но об этом в следующих статьях.
Подписывайтесь на мой канал, мы продолжим разговор о живописи, проблемах изобразительного искусства, о художниках и их методах работы.
С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии.