Найти в Дзене
100ГДШ

Сферическая акустика и аддитивные технологии.

С точки зрения акустических свойств наилучшей внешней формой корпуса будет сферическая или каплевидная. Лучшей в плане минимального влияния на частотную характеристику динамика. Звукоинженер компании "RCA Records" Гарри Ф. Олсон, в 1951-м году проводил исследования различных форм корпусов. Наилучшие результаты показали формы #сферическая и с сильно скошенными гранями. Наихудшие - прямоугольные и цилиндрические с динамиком в центре круга. Это связано с особенностью звуковых волн отражаться от выступающих частей корпуса, углов и граней. Но сферическая #акустика была долгое время непопулярна в основном из-за сложности изготовления в домашних условиях. Только самые отчаянные энтузиасты брались за изготовление. Либо это была технология изготовления колец из дерева с последующей долгой обработкой, либо наращивание слоёв папье-маше на заготовке из глобуса, плафона, мяча и т.д. С появлением доступных аддитивных технологий (FDM 3D печать) изготовление сферических форм (и вообще любых) упростило

С точки зрения акустических свойств наилучшей внешней формой корпуса будет сферическая или каплевидная. Лучшей в плане минимального влияния на частотную характеристику динамика. Звукоинженер компании "RCA Records" Гарри Ф. Олсон, в 1951-м году проводил исследования различных форм корпусов. Наилучшие результаты показали формы #сферическая и с сильно скошенными гранями.

Влияние формы корпуса на амплитудно-частотную характеристику.
Влияние формы корпуса на амплитудно-частотную характеристику.

Наихудшие - прямоугольные и цилиндрические с динамиком в центре круга. Это связано с особенностью звуковых волн отражаться от выступающих частей корпуса, углов и граней. Но сферическая #акустика была долгое время непопулярна в основном из-за сложности изготовления в домашних условиях. Только самые отчаянные энтузиасты брались за изготовление. Либо это была технология изготовления колец из дерева с последующей долгой обработкой, либо наращивание слоёв папье-маше на заготовке из глобуса, плафона, мяча и т.д. С появлением доступных аддитивных технологий (FDM 3D печать) изготовление сферических форм (и вообще любых) упростилось в разы. Всё чаще в интернете можно встретить самодельную 3D-печатную акустику в виде шара.

Главная деталь акустики - #динамик был выбран 3" Fountek FR89EX, оформление фазоинвертор. Наружный диаметр 180 мм, толщина стенок варьируется, от 5 мм и выше, примерно до 20 мм. Конструкция симметричная, ровно с противоположной стороны динамика расположен порт фазоинвертора. От разъемов для провода отказался для сохранения той же симметричности. Саму сферу решил разделить на две части по нескольким причинам. Большая цельная фигура будет очень долго печататься, шанс что что-то пойдет не так - выше. В цельной фигуре будет очень много поддержек и не удастся добиться в нижней части хорошего качества печати из-за тех же поддержек. Полусферы старался моделировать так, чтобы получить потом как можно меньше программных поддержек.

Пластик чёрный PETG ФД-Пласт, сопло 0,6мм, высота слоя 0,3 мм. Подставка для сферы напечатана из бесцветного PETG, собрана на клей и саморезы. Чтобы центр тяжести оставался в центре, в противоположной части от динамика вклеил груз, зафиксировал вокруг порта ФИ. В качестве груза отлично подошел большой ферритовый магнит от старых динамиков. Половинки склеил между собой и стянул саморезами. Чтобы скрыть некоторые огрехи печати, прошелся по поверхности наждачной бумагой и задул с баллончика матовой чёрной краской.

По звучанию: чистое, приятное. Конечно это заслуга не только формы корпуса, но и динамика имеющего низкие искажения. Главное, звук оторван от акустики, не "приклеен" к динамикам. Звучат инструменты между и вокруг сфер, неплохо строится сцена. В моём варианте сферы можно вращать в подставках, направляя точно на слушателя. По итогу я доволен, в сферической акустике по звуку есть толк, кроме необычного внешнего вида.

#колонки

#DIY

#хобби

#3d печать

#технологии

#музыка