189 подписчиков

Город который выстоял. Ленинград. Блокадные дневники. Часть 3.

143 прочитали
Дневник Тани Савичевой.
Дневник Тани Савичевой.

Самая ужасная часть блокады Ленинграда, это несомненно дневники жителей города которые сохранились до нашего времени. Описываемое там показывает насколько действительно было тяжело людям. Но в основном это рассказы детей об их жизни, таким образом они могли хоть на некоторое время забыть про тот ужас.

Пожалуй самым известным, является дневник 11-летней Тани Савичевой. Девочка пережила блокаду, но к сожалению не дожила до Победы.

Таня и Нина Савичевы.
Таня и Нина Савичевы.

В дневниках этой девочки не было ни жалоб на голод, ни страха только факты. Всего 9 страниц. Детская летопись войны.

28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942г.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год.
Мама-13 мая в 7 часов 30 минут утра.1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Таня так и не узнает что не все её родные погибли. Брат Миша получит тяжёлое ранение, но выживет. Сестра Нина будет эвакуирована с завода и вывезена в тыл. Сама же Таня будет отправлена в посёлок Шатки. В течение 2 лет врачи будут бороться за её жизнь. Туберкулёз, длительное голодание и сильное истощение не оставили шансов на жизнь. 1 июля 1944 года Тани не стало.

Юра Рябинкин 16 лет.
Юра Рябинкин 16 лет.

Как и в других записях блокадников характер написанного меняется, хоть и постепенно. От первых переживаний и планах на жизнь, до полного отчаяния и желания наесться досыта.

Сегодня придет мама, отнимет у меня хлебную Ирину карточку-ну ладно, пожертвую ее для Иры, пусть хоть она останется жива из всей этой адской(...), а я уж как-нибудь... Лишь бы вырваться... Какой я эгоист! Я очерствел,я... Кем я стал! Разве я похож на того, каким я был 3 месяца назад? 28 ноября 1941год.

8 января 1942 года мать Антонина и сестра Ирина, отправились в эвакуацию. 26.01.42г. мать умерла на вокзале Вологды от истощения. Сестру отправили в детприемник. Юра остался в городе потому что не мог уже ходить и передвигаться от голода и истощения. Последняя запись в дневнике сделана 6 января 1942г.

Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил. Мама еле тоже ходит- я уже себе даже представить этого не могу, как она ходит. Теперь она часто меня бьет, ругает, кричит, с ней роисходят бурные нервные припадки, она не может вынести моего никудышного вида-вида слабого от недостатка сил, голодающего, измученного человека, который еле передвигается с места на место, мешает и "притворяется" больным и бессильным. Но я ведьне симулирую свое бессилие. Нет! Это не притворство,силы...из меня уходят, уходят, плывут... А время тянется, тянется и длинно, долго! О господи, что со мной происходит? И сейчас я,я,я...

На этих строках дневник заканчивается.

Мухина Елена.
Мухина Елена.

Лена Мухина, дневник, зима 1941-1942 года.

28 декабря 1941 года.

По правде говоря, если Ака умрет, это будет лучше и для нее, и для нас с мамой. Так нам приходиться все делить на три части, а так мы с мамой все будем делить пополам. Ака-лишний только рот. Я сама не знаю, как я могу писать такие строки. Но у меня сердце теперь как каменное. Мне совсем не страшно. Умрет Ака или нет, мне все равно. Уж если умрет, то пусть после 1-го, тогда ее карточка достанется нам. Какая я бессердечная.

2 января 1942 года.

Давно я уже не бралась за перо. Сколько всего произошло за это время. Наступил новый 1942 год. Теперь мы с мамой одни.Ака умерла. Она умерла в в день своего рождения , в день, когда ей исполнилось 76 лет. Она умерла вчера, 1 января,в 9 часов утра. Я ходила за хлебом. Когда я пришла из булочной,меня удивило, что Ака так тихо лежит. Мама была,как всегда, спокойна внешне и сказала мне, что Ака спит. Мы попили чаю, причем мама отрезала мне от Акиной порции кусочек,сказав, что Ака все равно не съест столько. Потом мама предложила мне пойти вместе с ней в театр за обедом. Я охотно согласилась, потому что мне было страшно оставаться с Акой. А вдруг она умрёт. что я буду делать. Я даже боялась, что мама меня попросит поухаживать за Акой, пока она будет ходить. А мне даже не хотелось подходить к Аке, мотому что мне было очень тяжело видеть, как она умирает. Я привыкла видеть Аку на ногах, дорогую, милую хлопотливую старушку, всегда она была чем нибудь занята. А тут вдруг Ака лежит беспомощная, худая как скелет и такая бессильная, что даже ничего у ней в руке не держалось.

8 февраля 1942 года.

Вчера утром умерла мама. Я осталась одна.
Дети Ленинграда.
Дети Ленинграда.

Школьница Майя Бубнова и её записи.

20 декабря 1941г.

Дайте нам немножко жизни и мы выдержим, победим, победим и отомстим за наших погибших товарищей, отомстим за все страдания и мучения, уничтожим тех, кто принес с собой это ужас и страдания, а унижтоживих их, мы построим то, что они разрушили, построим больше, лучше, прекраснее.
25 декабря 1941г.
Какое счастье! Прибавили хлеба. Вместо 125г в день, теперь получаем по 200г. Как поднялось настроение, прямо люди воспрянули. А то жутко становилось: кругом один за другим умирали, а рядом кандидаты туда же. Последние силы напрягаешь, чтобы не скапутиться. И вот радость! Радость! Тепрерь хоть понемножку будут вливать в нас жизнь.

Да не каждый поймёт в наше время как можно радоваться прибавке хлеба в 75 гр. От этого ком в горле стоит и разум пытается понять. Это знают только они, люди пережившие блокаду, обманувшие смерть.

Подписывайтесь на канал!!!