Найти тему

Как повысить мотивацию к учебе?

Если в двух словах, то с учебой должны ассоциироваться положительные эмоции. Никто в здравом уме не будет делать то, что ему неприятно; наоборот, мы будем стараться всеми силами избегать этого действия, - если, конечно, нас не заставят непреодолимые силы. Иными словами, в жизни мы что-то делаем по двум причинам: мы этого хотим (внутренняя мотивация) либо мы вынуждены (внешняя мотивация). Понятно, что первая мотивационная стратегия куда приятнее и выгоднее: человек должен стремиться к тому, что ему нравится делать.

Об основных причинах мотивации к учебе мы говорили в прошлой публикации, но так или иначе они все сводятся к тому, о чем мы говорим сейчас - по той или иной причине учиться ребенку приятно. Стратегия кнута, - путь наказаний и принуждений, к которому порой родители прибегают от бессилия, - здесь всегда менее эффективна, чем стратегия пряника. Впрочем, с последней тоже могут быть проблемы, если понимать пряник слишком прямолинейно - так, в недавней серии публикаций мы писали о том, почему может быть неэффективно денежное вознаграждение за учебу.

При этом ребенок, несомненно, должен получать какую-то пользу и выгоду от учебы. Суть в том, что мотивация у малышей очень и очень неустойчивая и не нацеленная на долгосрочные перспективы: им пока очень сложно себе представить, что когда-нибудь, в далеком будущем, полученные сейчас знания им пригодятся, а вот трудиться ради этого приходится сейчас. Принцип отложенной награды не всегда работает и со взрослыми, а уж с детьми он и вовсе неэффективен. Поэтому очень важно, чтобы положительные эмоции ассоциировались с учебой прямо здесь и сейчас. Поэтому очень важно:

- стараться не наказывать за неудачи, но при этом подробно разбирать их причины и объяснять, как избежать их в будущем;

- хвалить ребенка за успехи - похвала может быть отличным мотивационным стимулом, который мы часто недооцениваем.

Можно подкреплять похвалу какими-то маленькими материальными наградами - такими, чтобы их потеря не превратилась в разочарование, а накопление не стало самоцелью. Это могут быть, например, символические наклейки в журнале и т. п. В одной семье каждый раз, когда происходило какое-либо положительное событие, в "семейной стенгазете", роль которой исполнял большой лист ватмана, герой дня рисовал улыбающуюся рожицу. Когда дети пошли в школу, все хорошие оценки непременно были отмечены "улыбочками", в то время как плохие никак специально не фиксировались. Право самому нарисовать такую улыбку расценивалось детьми как серьезная награда, хотя ничего материального, по сути, дети не получали.

Мы продолжим наш разговор в следующих статьях. Оставайтесь с нами!