Найти тему
Кинокамерность

Как выставлять баланс белого при съёмке. Часть 1

С опытом любой оператор нарабатывает собственные «стандартные практики», касающиеся всех аспектов профессиональной деятельности. Наверное, больше всего дискуссий разворачивается по поводу подходов к экспонированию и работе с цветом. Во многом это формирует индивидуальный «почерк» оператора.

В этом посте я напишу про установку баланса белого при съёмке. В первой части мы коснёмся относительно простых случаев, когда вы снимаете на одну камеру, в достаточной степени контролируете освещение на локации, а в идеале имеете возможность повлиять на постпродакшн отснятого материала или занимаетесь этим самостоятельно. Я считаю, что именно такие условия съёмки можно считать «простыми» с точки зрения выставления баланса белого. При съёмке на одну камеру у вас не возникает необходимости сведения камер, ведь несколько камер, даже одинаковой модели, могут сильно расходиться по цветопередаче за счёт разного аптайма матрицы, отличающихся прошивок, которые вы не можете поменять в прокатном оборудовании, и используемой оптики. Возможность осветить локацию качественными или, по крайней мере, знакомыми вам приборами позволяет избежать проблем, известных все, кто снимал репортажи или мероприятия в конференц–залах или иных общественных пространствах. Участие в постпродакшене даёт вам возможность применить те подходы, которые удобнее именно вам. Например, в объекте, где не избежать попадания дневного света через окна при небольшом изменении цвета, когда солнце заходит за тучи и появляется вновь, в некоторых ситуациях уместно будет не брать баланс при каждом изменении освещения, а исправить эти отклонения на цветокоррекции.

Необходимо учитывать возможности вашего съёмочного оборудования. Одно дело, когда вы снимаете в raw или 10-битный логарифм, иное — когда вы работаете с компрессированным сигналом 4:2:0 с фотоаппарата. Очевидно, что чем хуже по качеству материал, тем меньше простор для манёвра на посте.

Если постараться максимально упростить подход к установке баланса белого, я бы выделил три основных пресета, которые чаще всего оказываются подходящими. При работе с галогеновыми и другими «тёплыми» источниками света это 3200 Кельвинов, при работе на натуре 5600 К, в случае смешанного освещения (помещение освещено тёплым светом, но из–за окон проходит достаточно дневного холодного) — 4300–4500 К.

Важно отметить, что область цветовой чувствительности любой видео– и кинокамеры не одномерная, а двухмерная, цвет варьируется не только по цветовой температуре от тёплого к холодному, но и в плоскости green–magenta. Если вы снимаете в помещении, освещённом бытовыми люминесцентными или светодиодными лампами, изображение может «зеленить» или «краснить», и изменением цветовой температуры эти оттенки убрать не удастся. В этом случае нужно подкрутить параметр tint. Кстати, я нередко сталкивался с камкордерами, коррекция оттенка green–magenta в которых находится глубоко в меню. В таком случае можно воспользоваться ручной установкой баланса белого по серой карте или листу бумаги, тогда камера подстроит изображение по обеим осям, а не только по цветовой температуре.

В случае репортажной съёмки, когда место действия постоянно перемещается между натурой и по–разному освещёнными интерьерами, предпочтительно при каждой смене освещения отбивать баланс вручную или воспользоваться функцией автоматической настройки баланса белого, которая во всех современных камерах работает вполне пристойно. К слову, я не вижу ничего предосудительного в использовании AWB. Главное — понимать, как работает этот режим в вашей камере, чтобы у вас не происходило сдвига цвета внутри одного кадра. Такое возможно, если при панорамировании в кадр попадёт больше области, освещённой дневным светом, и камера решит, что изображение нужно немного «охладить».

В любом случае, чем ближе будет ваше изображение «из камеры», которое увидят продюсер и режиссёр на монтаже, к финальному результату, тем выше ваши шансы вновь получить работу от этих людей. В том числе при съёмке в raw, ведь материал в монтажке откроется именно с пресетами, установленными при съёмке.

Но и излишний перфекционизм в этом вопросе может пойти во вред. На мой взгляд, особенно при работе на натуре, не стоит в панике переставлять баланс, если солнце на мгновение скрылось за тучкой и температура изменилась на 50–100 Кельвинов. Это может привести увеличению времени работы на этапе цветокоррекции, а соответственно и к стоимости постпродакшена.

#съёмка #видео #баланс белого