Несомненно, Маккой Тайнер был одним из самых влиятельных пианистов конца 20 века. Настоящий новатор, который продолжал быть послом афроамериканского искусства посредством джаза. В составе квартета Джона Колтрейна он помог утвердить стремление к совершенству как ключевое значение для афроамериканской культурной эстетики. Он лично испытал жестокую репрессивную систему апартеида, преобладающую в Америке. Он был свидетелем бегства белого среднего класса Америки в пригороды, что привело к появлению черных гетто. В этих гетто политика Джима Кроу гарантировала, что чернокожие должны быть постоянными гражданами второго сорта, но в их музыке видна стойкость черных людей к преодолению этой несправедливости. Эпоха бибопа, пришедшаяся на детство Маккоя, вселила в него чувство гордости и чувство долга за сохранение великой художественной традиции.
Маккой Тайнер родился в Филадельфии 11 декабря 1938 года, в городе Бада и Ричи Пауэллов. Его мать Беатрис была той, кто поощрял его занятия музыкой. У нее была собственная парикмахерская, и она копила деньги, чтобы купить Маккою пианино. Он выступал и тренировался, пока его мать работала. Говорят, что у нее увеличилось количество клиентов благодаря такому музыкальному окружению. Поддержка, которую Тайнер получил от своей матери, напоминает мне о великой материнской африканской традиции воспитания и образования. Амаду Бамба, самый успешный пацифист 20 века, который вел ненасильственный джихад — термин, означающий борьбу, и практически неизвестный на Западе и, к сожалению, среди африканцев диаспоры, — отличался от Ганди и Мартина Лютера Кинга тем, что дожил до изгнания жестокого французского колониального режима еще при его жизни и создания независимого государства, которое теперь называется Сенегал. В священном городе Туба он основал всемирно известный суфийский тарикат Мурридия, который даже сегодня привлекает множество афроамериканских последователей. Он также получил большую поддержку от своей матери Маам Джасра Буса.
Наибольшее влияние на него оказали Бад Пауэлл и Телониус Монк. От Пауэлла он унаследовал стаккато в левой руке, от Монка — как пользоваться пространством. Когда я впервые услышал Маккоя Тайнера, я был очарован его звуком и его впечатляющей техникой. Тот факт, что он получил формальные уроки игры на фортепиано только в 13 лет, доказывает, что он был преданным практиком. К 15 годам он начал играть профессионально. В возрасте 17 лет он присоединился к Кэлу Мэсси, где развил свои навыки чтения с листа и, что более важно, играл с Джимми Гаррисоном и встретил Джона Колтрейна, с которым очень сблизился. Эти великие чернокожие артисты выступали в среде с расовой сегрегацией и столкнулись с жесткой дискриминацией, от чего немного иронично было слышать жалобы белых джазовых критиков на обратный расизм. Чернокожим приходилось терпеть отказы в гостиничных номерах на регулярной основе, а также постоянные преследования со стороны полиции и линчевание. Следует отметить, что на пике своего успеха Нэт Кинг Коул не мог пройти через входную дверь телестудии NBC. Эта враждебная среда была нормой; тот факт, что эта форма искусства вообще развилась, является не чем иным, как чудом! Следует также отметить, что несмотря на то, что Колтрейн был одним из самых громких имен в джазе, его квартет постоянно попадал в бесчеловечные ситуации: ему отказывали в размещении в так называемом доме джаза Новом Орлеане. Я всегда находил это забавным, когда белые либералы жаловались, что такие лидеры, как Малкольм Икс, были экстремистами в защите отдельных штатов для черных, поскольку отдельное существование было нормой более 200 лет! На протяжении своего пятилетнего пребывания в составе классического квартета он стал свидетелем подъема движения за гражданские права.
Когда Эрик Долфи присоединился к группе в 1961 году, Тайнер стал пианистом-виртуозом. С радикальной интервальной игрой Долфи и использованием Колтрейном модальных гамм он разработал гармоническую систему, основанную на гармонии четверти тона. Этому способствовал Колтрейн, которого он называл своим величайшим учителем. Это продолжило великую африканскую традицию наставничества, передав его мудрость так же, как его великий наставник Монк научил его: поощряя его найти свой собственный музыкальный голос. Маккой Тайнер развил одно из своих величайших умений: самоотверженность в аккомпанементе; выкладываться на полную, как и Монк, оказавший на него основное влияние. Если бы у Трейна не было Тайнера за пианино, музыки Колтрейна не было бы. Тайнер произвел революцию в гармонической палитре. Используя четверти вместо третей, он навсегда изменил мейнстримный джаз, а включение формулы африканской пентатоники в его правой руке стало самым популярным стилем в джазе.
Роль белого критического анализа черной музыки всегда вызывала споры. Белый джазовый истеблишмент постоянно ругал ныне знаменитый квартет как антиджазовый, особенно когда к нему присоединился Долфи. Джон Тайнан из Downbeat сказал, что они настроены против джаза, и попросил Колтрейна и Долфи объясниться — напоминание о том, что чернокожие жили в расистской системе, которая могла определять их средства к существованию.
Печально известное интервью Майкла Зверина в 1966 году с клоуном-принцем американского авангарда Джоном Кейджем дало нам хороший пример превосходства белых. Несмотря на то, что Кейдж не имел формального музыкального образования и был довольно безобидным пианистом, он стал корифеем современной классической музыки. Несмотря на то, что Арнольд Шенберг — великий композитор и новатор, разработавший 12-тональную музыкальную систему, известную в народе как атональная музыка, — публично заявил, что Кейдж — полная ерунда как композитор и ничего не знает о гармонии, Кейджу все же разрешили высказать свое мнение о черном джазе. Зверин вместе с множеством белых критиков из истеблишмента чувствовал угрозу роста радикализма среди чернокожих художников и, должно быть, чувствовал, что это способ поставить этих наглых черных на место. Кейджу, не имея ничего, кроме своей белой привилегии, было позволено устно высказываться о джазе. Конечно, он понятия не имел, что происходит в музыке Колтрейна, особенно с гармонией.
Тайнер сделал блестящую карьеру, создав множество великолепных композиций. Одним из моих личных фаворитов, который произвел на меня глубокое впечатление, была пластинка 1976 года Fly With The Wind. В ней есть отличная ритм-секция барабанщика Билли Кобэма и басиста Рона Картера, Хьюберт Лоус на флейте, а также гобой, флейта-пикколо и струнная секция. Оркестровки были потрясающими, с прекрасным исполнением «You Stepped Out Of A Dream». Эпическая композиция «Enlightenment Suite» (из альбома Тайнера «Enlightenment» 1973 года, включающая также «Walk Spirit Talk Spirit») также является большим личным фаворитом: фантастическая группа с Азаром Лоуренсом на тенор-саксофоне, барабанщиком Альфонсом Музоном и безупречным басистом Джуни Бут.
Маккой Тайнер скончался 6 марта 2020 года в возрасте 81 года...
#Джаз #великий #музыкант #рояль #пианист