Однажды группа исследователей решила проверить кое что невообразимое. А именно, можно ли используя гипноз запрограммировать законопослушного во всех отношениях человека на хладнокровное убийство, сделав его киллером.
Главными лицами в постановке сего эксперимента, суть которого я раскрою вам чуть дальше, были доктор философии Синтия Мейерсберг, в последствии соискатель профессорского звания в Гарварде по специальности "экспериментальная психопатология," и доктор философии Марк Стоукс - нейробиолог из Оксфорда, который исследовал нейронные механизмы принятия решений и доктор философии Джеффери Келишевски - судебный психолог из компании Human Resource Associates в городе Гранд-Рапидс, Мичиган, который работал в сверхсекретных тюрьмах и психиатрических учреждениях для осужденных.
За день до этого начали эксперимент с участием группы из 185 добровольцев. Сильвер (сертифицированный клинический гипнотерапевт и врач судебно-психиатрической экспертизы, который как-то помог Министерству обороны Тайваня вскрыть международный скандал, связанный с продажей оружия на 2,4 миллиарда долларов) лично осмотрел всех участников, чтобы определит, насколько они поддаются гипнотическому внушению.
- Считается, лишь 5-10% людей являются восприимчивыми к гипнозу.
Отбор прошли 16 человек из тестовой группы, затем по физиологическим показателям отсеяли тех, кому эксперимент мог нанести долговременный физиологический вред. На следующий тест вышли уже 11 испытуемых, который определил бы, смогут л они переступить через социальные устои и нормы под воздействием гипноза. Этот тест должен был выявит самых гипнабельных, или внушаемых.
Разбив испытуемых на группы поменьше, их пригласили на обед в довольно оживленный ресторан. Предварительно с этими группами уже была проведена работа. Им заранее внушили, что как только они придут в ресторан и усядутся, то стулья начнут нагреваться и от жары они должны будут раздеться, сняв практически всю одежду. Все до единого выполнили то, на что были "запрограммированы", но не все полностью, некоторые выполнили это лишь частично. Исследователи отсеяли ещё 7 человек, которые как показалось исследователям, подыгрывали эксперименту или были недостаточно внушаемы, чтобы в точности выполнить задание. Остальные же действительно разделись до нижнего белья в считаные секунды -они действительно ощутили, что их стулья нагрелись словно печь.
Четверым оставшимся было предложено пройти следующий тест, где уже никто точно не смог бы притворятся. Испытуемым предстояло шагнуть в ванну с ледяной водой, температура которой была не выше +3 градусов Цельсия. Одного за другим их подключали к приборам, которые должны были отслеживать физиологические параметры, такие как температура тела, ритм сердечных сокращений, дыхания, а специальная камера с тепловизором отслеживала температуру тела и температуру воды. С помощью гипноза Сильвер внушил испытуемым, что шагнув в эту ванну, они не почувствую никакого дискомфорта, что вода будет тёплой. Врач-анестезиолог Сехар Упадхьяюла руководил тестом, а рядом стояли теххнические специалисты скорой медицинской помощи.
Это был достаточно рискованный эксперимент, который мог поставить под удар всё исследование. Обычно в такой холодной воде срабатывает удушающий рефлекс, как только вода доходит до сосков. Частота сердечных сокращений подскакивает, человек при этом начинает дрожать так, что слышно окружающим как у него стучат зубы. Вегетативная нервная система предпринимает судорожные попытки сохранить внутреннее равновесие, совершая действия, неподвластные сознательному контролю. Даже если человек находится в состоянии глубокого гипноза, поток сигналов, получаемых мозгом под воздействием таких чрезвычайных обстоятельств, будет слишком экстремален, чтобы можно было поддерживать гипнотическое состояние. Те, кто сможет пройти это испытания, бесспорно, внушаемы в высочайшей степени.
Трое из испытуемых находились в состоянии действительно глубокого гипноза, но всё же он был недостаточно глубоким, чтобы выдержать эту пытку холодом без потери телом гомеостаза. Самый терпеливый из этих 3х продержался в воде всего 18 секунд. А вот четвёртый испытуемый, Сантьяго, оставался там больше 2х минут, прежде чем доктор Упадхьяюла досрочно прервал эксперимент.
Хотя частота сердечных сокращений перед испытанием у Сантьяго была повышенной, стоило ему только вступить в воду, она тут же пришла в норму. Не было обнаружено нарушений ни в его ЭКГ ни в частоте дыхания. Сантьяго сидел среди ледяных кубиков, словно принимал действительно тёплую ванну, - да, он действительно был убеждён, что вода в ванной была тёплой. Он не дрожал, не впадал в состояние гипотермии, и исследователи поняли, что они нашли того самого.
Сантьяго был настолько гипнабельным что его тело могло долго выдерживать подобного рода нагрузки, а его разум мог управлять его вегетативными функциями. Такой человек лучше всего подходил для заключительного эксперимента, который надумали учинить исследователи.
Изучив характеристики Сантьяго, исследователи отметили, что он был отличным парнем - отличным работником и примерным семьянином, он был явно не тем, кто мог бы согласиться на хладнокровное убийство. Сможет ли Сильвер превратить такого во всех отношениях положительного персонажа в заказного убийцу?
Для чистоты следующего эксперимента, Сантьяго не должен был догадываться о том, что затевалось. Он не должен был уловить связь между предыдущими экспериментами, в которых он принимал участие, и той сценой перед отелем, где разыгрываться будет заключительная часть исследования. В рамках этого плана телевизионные продюсеры, отвечающие за видеосъёмку экспериментов, сообщили Сантьяго, что он не прошёл отбор для дальнейшего участия в программе, но попросили приехать для короткого прощального интервью. Перед тем, как Сантьяго ушел, ему сказали, что больше гипноза не будет.
Сантьяго приехал на следующий день. Пока он беседовал с продюсером, команда снаружи занималась постановкой сцены. Каскадёру пристегнули под рубашку пакеты с "кровью", а пневматический пистолет для страйкбола (грохот и отдача у которого были совсем как у настоящего огнестрельного оружия) сунули в красный рюкзак, который положили на сиденье мотоцикла, припаркованного рядом со входом в гостиницу. Бархатный канат был протянут буквально в двух шагах от служебного входа гостиницы, за ним толпились папарацци со своими фотоаппаратами и видеокамерами. Два лимузина стояли на мостовой в полной готовности отвезти "высокого иностранного гостя" и сопровождающих его лиц, куда им будет угодно.
Между тем Сантьяго охотно отвечал на вопросы своего "прощального интервью", когда продюсер, извинившись, ненадолго вышла, обещая вернуться. В комнату тут же вошёл Сильвер под предлогом, что хочет попрощаться с Иваном Сантьяго. Пожимая ему руку, доктор слегка потянул его на себя, и Сантьяго, у которого к этому моменту выработался устойчивый рефлекс на этот жест, немедленно впал в гипнотический транс. Прихрамывая, он направился к дивану.
Сильвер сообщил ему, что внизу есть "негодяй", добавив: "С ним пора покончить. Нам нужно от него избавиться, и сделаешь это именно ты". Он рассказал Ивану, что по выходе из здания он увидит красный рюкзак, лежащий на сиденье мотоцикла, в котором он найдёт пистолет. Он приказал Сантьяго взять рюкзак, подойти к коридору из бархатных канатов и ждать возле него, пока высокий зарубежный гость в белой сорочке с портфелем в руке не выйдет из отеля. Сильвер продолжал: "Как только он появится, направь ствол ему в грудь и пали! Бдыщ! Бдыщ! Бдыщ! Но как только отстреляешься, ты тут же начисто забудешь о произошедшем!"
Под конец Сильвер ввёл в сознание Ивана условный триггер, кторый должен будет вывести Сантьяго из гипнотического состояния. Доктор Сильвер сказал Ивану, что на улице он узнает помощника продюсера, который пожмёт ему руку и скажет: "Иван, ты проделал хорошую работу!"
Доктор попросил Сантьяго кивнуть в знак согласия, что он выполнит всё сказанное и тот кивнул. Затем Сильвер вывел Сантьяго из транса, сделав вид, что они только попрощались и всё.
Когда доктор вышел, в комнату вернулся продюсер и поблагодарив Ивана, сказал, что интервью окончено, он совершенно свободен. Вскоре после чего Сантьяго вышел из здания был в полной уверенности, что направляется домой.
На улице к нему подошёл помощник продюсера и сказал: "Иван, ты проделал отличную работу!". Это был тот самый триггер, который и включил Ивана. Он тут же огляделся и нашёл мотоцикл с красным рюкзаком на сидении, взял его и направился к коридору из бархатных канатов и неспеша расстегнул молнию рюкзака.
Вскоре человек в белой сорочке и портфелем в руке уверенной походкой вышел из здания. Сантьяго без каких-либо колебаний вытащил пистолет и несколько раз выстрелил в "высокопоставленного гостя". Пакеты с кровью взорвались под рубашкой каскадёра и тот подкошенный упал на землю.
На месте преступления почти тут же возник доктор Сильвер и заставил Ивана закрыть глаза. В этот момент убитый быстро ретировался, пока Сильвер выводил Сантьяго из гипнотического транса. Подошёл психолог Джеффери Келишевски и предложил Сантьяго пройти за ним внутрь помещения для разбора полётов. Когда исследователи спросили Ивана о том, помнит ли он что-нибудь из того, что он натворил на улице, то было ясно, что Иван не помнит ровным счётом ничего. После чего Сильвер разрешил ему вспомнить.
Программирование подсознательного. И эффект плацебо.
Истинная трансформация происходит не на уровне сознания. Наш сознательный разум может разве что задать направление действия, но настоящая работа всецело протекает на подсознательном уровне.
Это в полной мере относится к Ивану Сантьяго. Сила его разума под гипнозом так повлияла на его физиологию, что, даже сидя в ванне с ледяной водой, он не дрожал от холода. Именно его подсознание, усвоившее простое внушение, несёт ответственность за этот подвиг. Не поддайся оно внушению, результат мог оказаться совершенно другим. Вдобавок Сантьяго залез в ванну без размышлений о том, как ему это удалось, ведь в его представлении он сидел в ванне с тёплой водой, а не ледяной с кубиками льда.
Таким образом, как и при гипнозе, эффект плацебо создаётся человеческим сознанием, которое так или иначе взаимодействует с вегетативной нервной системой. При этом сознание переходит в подсознание. Когда человек ОСОЗНАННО принимает некоторое представление и вырабатывает твёрдое намерение. Каскад физиологических реакций автоматически осуществляет полное биологическое изменение уже без участия его сознания. Это подобно посеву семени в плодородную почву. Дальше всё происходит как бы само - теперь берёт ответственность на себя, задействуя свои природные механизмы.
Ни один человек не способен СОЗНАТЕЛЬНО взвинтить уровень дофамина на 200%, или контролировать тремор волевым решением, или выработать новые нейротрансмиттеры, чтобы бороться с депрессией, или сигнализировать стволовым клеткам, чтобы они превратились в белые кровяные тельца для усиления иммунной реакции... Чтобы добиться успеха, нам нужно активировать наш ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ РАЗУМ -вегетативную нервную систему.
Принят, поверить, положиться
В статье я часто употребляю слово внушаемость, будто внушаемым стать очень просто, достаточно простой команды. Посмотрим правде глаза. Некоторые из нас - вроде Ивана Сантьяго - более внушаемы, чем другие. Но даже высокогипнабельные пациенты по-разному реагируют на разные внушения - на одни лучше, на другие хуже.
Например, в упомянутом эксперименте некоторые из испытуемых под действием внушения легко разделись до нижнего белья на публике, но не смогли подсознательно принять идею, что ванна с ледяной водой действительно тёплая.
Подобно гипнозу, эффект плацебо тоже срабатывает не у вех. Те пациенты группы плацебо, у которых возникли положительные перемены, длящиеся годами (Например прошедшие фальшхирургию отставные военные), реагировали, скорее, как пациенты гипнотерапии, получившие постгипнотическое внушение. И применительно к одним такие внушения работают, с другими же ничего не выходит.
Например, многие люди, когда хандрят или страдают от серьёзной болезни, не желают принять идею, что хоть какое-то лекарство или проверенные процедуры им помогут, не говоря уже о плацебо. Почему так? По тому, что для этого мысли человека должны преодолеть его нынешнее состояние - воспарить над эмоциями, оказавшись выше его плохого самочувствия и настроения. Тогда в свою очередь, эти новые мысли вдохновят иные, новые чувства, которые затем подкрепят образ того желаемого будущего и так до тех пор, пока это не станет новым состоянием бытия. Но если привычные чувства стали средством привычного образа мыслей и человек не желает преодолеть это привыкание, то он застревает в одном состоянии ума и тела, и всё остаётся по-прежнему.
Если человек, не желающий допустить, что лекарство или процедура способны его вылечить, сумеет выйти на новый уровень принятия и веры, а затем отдастся на волю сего процесса, без постоянных волнений, беспокойства и раздумий, то этот процесс сможет исцелить его. Вот в чём состоит внушаемость: мы превращаем мысли в фактический опыт переживаемого, и иногда наше тело реагирует по-новому.
Внушаемость составляет 3 элемента: ПРИНЯТЬ, ПОВЕРИТЬ, ПОЛОЖИТЬСЯ.
- Чем больше мы принимаем, крепче верим и полней полагаемся на то, что мы делаем для изменения внутреннего состояния, тем лучшего результата можем добиться
Аналогично, когда Сантьяго был под гипнозом и всем заправлял его подсознательный разум, он смог полностью принять то, что Сильвер говорил ему о мнимом "негодяе", которого нужно убрать. Сантьяго поверил Сильверу без всякого анализа и размышлений. Иван не выкручивал доктору руки, не хватал за грудки, требуя доказательств, не переспрашивал и не передумывал. Он просто взял и сделал.