23 февраля на вход в "Музей особого назначения" для мужчин действовала скидка 50%. Я не преминул воспользоваться этой акцией. И конечно поделюсь с вами интересными фактами и фотографиями о музейном собрании.
Музей находится на ВДНХ, в павильоне № 54. Он считается частью гаража Федеральной службы охраны РФ. За столетнюю историю (юбилей отпразднован 01.01.2021) здесь собраны исторические машины всех правителей нашей страны - от Николая II до Путина.
Вход сюда не бюджетный - если хотите посетить музей вместе с выставкой "Царский выезд" - придется выложить 650 руб. Основная экспозиция отдельно - 450 руб. в будни и 600 руб. в выходные дни. Однако на праздники бывают скидки, одной из них я и воспользовался.
Экспозиция демонстрируется в двух зданиях. В первом из них так сказать "реклама" всего собрания, он более интерактивный.
Представлены советские ЗИС-110 и ЗИЛ 41045.
За отдельную плату можно посидеть в салоне первого из них и насладиться мягкостью сидений. Желающие могут "погонять" на интерактивных тренажерах (вы будто управляете полицейским авто и гонитесь за нарушителями).
На специальных экранах можно проверить свои знания ПДД. Есть тут и другие интерактивные экспонаты, особенно будет интересно детям.
Интересен микроавтобус-кинотеатр "Юность" ЗИЛ 118К. Можно бесплатно зайти внутрь и посидеть в салоне. Сидения в нем стоят не как в обычной "маршрутке", а под углом к друг другу. Возле места водителя установлен телевизор. Выйти из автобуса можно через дверцу в задней части.
Буфет музея также оформлен в "автомобильном" стиле.
Оригинальны барные стулья в виде мотоциклетных сидений.
Возле специального экрана можно интерактивно сфотографироваться. Вы "надеваете" форму разных времен и эпох, например водителя политбюро времен Сталина, а экран делает фотографию. Две секунды - и вуаля! Фото сохраняете себе на телефон или направляете на нужную электронную почту. Все это бесплатно.
Выходим на улицу и переходим во второй павильон музея. Он находится в двух минутах ходьбы от первого.
При входе смотрим президентский "Аурус" представительского класса. Он был представлен ВВП в 2014 году и послужил прообразом будущих элитных авто для высших эшелонов власти.
Рядом - буфет-кофейня. Тут дежурит робот-кофевар, за 100 руб. приготовит вам стаканчик напитка. Однако помните, что в музей в напитками нельзя, так что лучше продегустировать кофе по окончанию осмотра.
В начале экспозиции - точная копия машины Николая II. Два автомобиля "Делоне-Бельвиль" в 1908 году у Франции закупило российское Придворное министерство. Императору понравился "железный конь" и он стал его активно использовать для своих поездок. Ни одной оригинальной машины не сохранилось.
После революции и гражданской войны лидеры победившей компартии не стали пересаживаться на российские автомобили. Напротив, Ленин пожелал закупить в Англии несколько "Роллс-Ройсов", на которых и катались люди их высших эшелонов партии. Сам вождь предпочел мощный Rolls-Royse черного цвета, который и стоит в музее.
Далее видим "Паккард". Зная любовь вождя к американскому автопрому, президент США Т. Рузьфельт подарил Сталину бронированный лимузин Packard Twelve. На исторической машине Виссарионыч ездил на международные конференции, а также был в Берлине, взятом Красной Армией.
Позднее Сталин решил, что советская партийная элита должна использовать отечественные машины, а не ездить на популярных "иномарках". Поэтому в СССР запустили автомобильное производство представительских авто на Заводе им. Лихачева. Первой маркой советских элитных лимузинов стал ЗИС-101. При этом, сам вождь все равно ездил на Паккарде.
И все же вождь пересел на советский автопром. Специально для главы государства был изготовлен образец ЗИС-115. Он имел скрытую броню. На этом лимузине Сталин передвигался по служебным делам с 1947 года. Однако на охоту и на дачу все равно ездил на Паккарде.
Новый руководитель СССР - Н.С. Хрущев, предпочел отказаться от бронированных машин и пересел на ЗИС 110-Б. Он считал, что советское руководство не должно скрываться от своего народа. Правда музейный автомобиль закрыли тканью, видимо чтобы не скапливалась пыль. Хрущев действительно был открытым руководителем - на ЗИС 110-Б ездили и простые люди, скажем в такси. Трудно представить брежневскую "Чайку", за рулем которой сидит простой советский служащий.
ЗИЛ 111-Д сконструирован еще при "любителе кукурузы" и применялся на парадах Победы еще несколько лет назад. Настоящий долгожитель!
Сменивший Хрущева "дорогой Леонид Ильич" предпочитал автомобили горьковского Автозавода и пересел с ЗИЛА на ГАЗ-13 "Чайка".
Прошли десятилетия и страна под названием Советский Союз перестала существовать. К власти пришел Ельцин, открылись границы и в страну хлынул западный автопром. Даже лидеры новой России стали ездить на немецких "Мерседесах". Борис Николаевич обожал охотиться и рыбачить. Фирма "Мерседес" презентовала ему особую модификацию своей марки. Это был зеленый Гелендваген ( Mercedes-Benz G500), он полностью оборудован для охотничьего вояжа по российским лесам.
Путин тоже долго передвигался на "мерседесах". Но в конце концов пересел на новый российский автомобиль представительского класса - "Aurus Senat". Впервые президент разъезжал на новом авто на инаугурации 7 мая 2018 года.
Осмотрев основную часть экспозиции я зашел в небольшой зал где представлена выставка "Царский выезд". Это, пожалуй, главная изюминка музея. Коллекция автомобилей посвящена 115-й годовщине открытия гаража императора Николая II.
Царский гараж существовал только 10 лет, до революции. Однако здесь был собрана самый большой автопарк среди монарших семей Европы! К марту 1917 году в коллекции было 56 машин! То есть Николай II с семейством мог каждый день календарного месяца выезжать на новом автомобиле.
Все машины на выставке делятся на 3 категории -императорские (для царя и семейства), свитские (для сопровождающих придворных) и личное авто царевича Алексея.
Немецкие машины Benz стали первыми автомобилями, появившимися в России - с 1894 года в Москве, а в следующем году в Санкт-Петербурге. Особенно прославились "Бенцы" после участия в гонке "Санкт-Петербург-Москва" в 1908 году. Тогда первым к финишу пришел Виктор Эмери. Он прошел всю трассу за 8 ч. 33 минуты. А в 1913 году "Бенц" победил в первой в России кольцевой гонке. Уже тогда машины разгонялись до 202 км. в час!
Французская марка Berliet - "Берлиэ" к 1914 году стала самым популярной машиной Москвы. Она опередила по известности германские Benz, Mercedes и Opel. Известности способствовала отличная репутация , победы в гоночных заездах и конечно же навязчивая реклама! В царском гараже было 4 грузовика Берлиэ, причем все использовались для бытовых нужд.
Автомобили Rolls-Royce впервые появились в России в 1913 году. Первым владельцем машины стал издатель и редактор журнала "Автомобилист" Владимир Алексеев. Он же на своем автомобиле принимал участие в пробеге Москва-Берлин-Париж. Как и сегодня "Роллс-Ройсы" считались элитными машинами. На них ездила русская аристократия, промышленники, "владельцы заводов, газет, пароходов". Стояли они и в Императорском гараже. А после революции бывшие машины "буржуев" использовались Лениным, Троцким и Сталиным.
Но пожалуй самый интересный экземпляр - один из пионеров российского автомобилестроения - "Руссо-Балт". На капоте красуется двуглавый орел. Машину производили с 1909 по 1914 год на вагонном заводе в Риге. Ее мощность 20 лошадиных сил, а скорость доходила до 65 км. в час. Интересно, что автомобилями пользовались в Санкт-Петербурге и провинциальных городах, а в Москве не было этих машин в личном пользовании. Наверное в Москве водили сплошь иномарки ) В Императорском гараже числилось 2 машины, их использовали приближенные царя. До наших дней сохранился единственный автомобиль, который и представлен на выставке. В 1913 году такой стоил 5 тыс. рублей (по деньгам того времени), но страшно представить его цену сегодня!
Зайдя в туалет, был удивлен, что и здесь продолжается автомобильная тема!
Итак, я осмотрел весь музей. Здесь собрана действительно уникальная коллекция машин первых лиц государства более чем за 100 лет!
А в каких автомобильных музеях Москвы были вы? Напишите свои впечатления!
Подписывайтесь на мой канал, будет интересно и красиво! И не забудьте поставить лайк автору в карму - вам один клик мышкой, а мне счастье ) Кроме того, оставляйте пожалуйста комментарии - так я увижу, насколько статья Вам понравилась)