Найти тему

Рейтинги и рейтинговые агентства: для чего нужны и на что влияют

Оглавление

Недавно американское рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что аннулирует рейтинги всех попавших под санкции ЕС российских компаний. Агентство также уточнило, что крайний срок аннулирования рейтингов – 15 апреля 2022 года, такой промежуток времени на осуществление санкций был установлен ЕС.

Что это за рейтинги и зачем они нужны, а также чем грозит их аннулирование, разберем в этой статье.

Рейтинговое агентство Fitch Ratings аннулирует рейтинги всех попавших под санкции ЕС российских компаний
Рейтинговое агентство Fitch Ratings аннулирует рейтинги всех попавших под санкции ЕС российских компаний

Что это такое кредитный рейтинг?

Кредитный рейтинг - это оценка способности компании, государства или муниципального образования отвечать по своим финансовым обязательствам.

Кредитный рейтинг присваивает специальная организация — рейтинговое агентство (в нашем случае как раз Fitch Ratings).

Рейтинги нужны в первую очередь для инвесторов, так как они показывают, в какие компании можно и нужно инвестировать, насколько та или иная компания надежна и платежеспособна.

Рейтинг присваивается как организации, так и отдельным выпускам как долговых бумаг, так и облигаций. Чем выше рейтинг, тем выше вероятность, что эмитент не обанкротится и сможет выплатить деньги даже в кризисной ситуации. Про то, что нам уже пророчили дефолт, и как это оценивают эксперты ФБ Август, читайте здесь.

Работа рейтинговых агентств

В мире существует «большая тройка» рейтинговых агентств: Moody's, Standard and Poors (S&P) и Fitch. Так как рейтинги присваиваются не только компаниям, но и государствам, агентства не имеют права присвоить компании рейтинг выше, чем государству, в котором она находится.

Шкала кредитных рейтингов делится на два блока: инвестиционный и спекулятивный
Шкала кредитных рейтингов делится на два блока: инвестиционный и спекулятивный

Выше приведена система именно агентства Fitch Ratings. У рейтинговых агентств разные методики расчета и шкалы рейтингов. Несмотря на это, буквенные обозначения для всех одни, приняты для глобальной экономики. Любое агентство использует буквы от A до D, где A — лучшее значение, а D — худшее. Шкала формируется по аналогии с европейской системой школьных оценок, где A означает «отлично», B — «хорошо», С — «удовлетворительно», D — «плохо».

И все же напрямую рейтинги не влияют на стоимость акций компаний, только косвенно – инвесторы видят не лучший рейтинг компании, и акции становятся менее популярны для инвестирования в них.

Чем грозит аннулирование рейтингов для российских компаний?

Как уже сказано выше, напрямую рейтинги не влияют на акции, но все-таки имеют некоторое отношение к ним. Можно считать, что ничего серьезного не произойдет, ведь инвесторы и так уже знают, каким русским компаниям на международном рынке можно доверять, а каким нет. С другой стороны, аннулирование рейтингов неприятно для имиджа компаний.

Таким образом, мы выяснили, что рейтинги это лишь субъективная оценка специальных агентств, которая полезна для инвесторов и помогает им найти компании для инвестирования. Аннулирование рейтингов для российских компаний в данный момент неприятно, но не критично, так как рейтинги не имеют прямой связи с акциями.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить полезную информацию о том, как сохранить и приумножить свой капитал в текущих экономических условиях.