Вероятно, вы уже наслышаны о таком психологическом приёме, как газлайтинг. Если нет, то прочитайте мою статью, ссылка на неё будет в конце.
Итальянский писатель Уильям Мадфорд, живший в далёком 19 веке написал книгу под весьма непримечательным названием - «Железный саван», где к главному герою - Вивенцио был применён именно этот приём. Я не удивлюсь, если вы не читали данное произведение, так как оно не приобрело широкую известность среди нашего поколения. Поэтому я кратко её перескажу.
Воин, широко известный в Неаполе, герой Вивенцио попал под горячую руку тамошнего принца Тольфи, который, в свою очередь, не отличался милосердием. Нашего героя поместили железную камеру, заранее построенную в скале, по повелению того же принца.
Камера не отличается красивым полом или невероятным орнаментом, но отличие всё же есть. Это большие окна, ровно 7 штук на одной стороне комнаты. Инженер Людовико Сворци спроектировал данную тюрьму и по велению Тольфи и был в ней и похоронен. К слову, инженер-механик оставил послание на стене своего творения, оно гласило, что данную камеру он построил за 3 года, по распоряжению принца и когда он закончил, то его поместили в неё, камера была неким смертельным отсчётом и далее объяснил пример её действия.
Камера сужалась каждый день ровно на одно окно, а так как расстояние между ними было не равным друг другу, Вивенцио думал, что каждый день его помещают в разные комнаты. Вскоре он заметил, что окон с каждым днём становится всё меньше и кричал, моля о помощи. Но Тольфи был умён и находчив и приказал всей страже надеть бесшумную обувь и не издавать ни звука, находясь у камеры. Так герой не мог услышать ничего, ровно до момента его кончины.
На второй день нахождения в камере, он заметил, что одного окна нет. Думал, что общитался и продолжал так мыслить вплоть до того момента, когда на стене оказалось ровно 3 просвета. Тот был уже не уверен в том, что его сознание не обманывает героя и он медленно терял рассудок. Вскоре он заметил лёгкое дуновение от стены, думая, что именно там находится дверь, откуда ему приносят еду и питьё. Прежде повесив на входную пёрышко, которое неумолимо оставалось на месте всё это время.
Разобравшись в том, как работает камера, он уже понимал чего ожидать, вопрос стоял только в том - как он окончит своё существование. В последний день, стена уже не «стеснялась» и двигалась при нём, навстречу своей противоположенной сестре. Вивенцио заметил, что и потолок стал гораздо ниже, чем обычно и начал осознавать всю трагичность ситуации, в которой находился.
Когда герой уже не мог стоять в полный рост и даже выпрямиться на кровати, он начал вопить и кричать о помощи, но на зов его больного рассудка откликался только колокол, который больно бил по ушам своей жертве, не слышавшей ни звука с начала испытания. После чудесной реализации своей гробницы, кровать, как единственный металлический предмет в комнате, стала Вивенцио железным саваном.
В данной книге, на моменте ночных передвижений стены, очень заметны сомнения героя. Тот не может определиться - это разум его обманывает или его и вправду каждую ночь помещают в разные комнаты. Так герой медленно сходит с ума и даже осознание принципа работы механизма не спасает его воспалённый рассудок от увядания. В произведении описано ещё несколько психологических приёмов и если вам понравится данный формат, то в следующих статьях я могу к ним вернуться. Вот ссылка на статью про наш психологический приём - газлайтинг:
Советую подписаться на данный канал, так как обновление ленты дзена с вероятностью в 99% больше не покажет вам мои статьи без подписки. Тут я пишу о том, чего вам не расскажут психологи.