Я хочу рассказать вам, как я полюбила чтение и, как привила эту любовь своим младшим братику и сестренке.
Я с детства люблю читать. Эта любовь дала свои ростки после фразы моего дедушки, когда мне было 5 лет: "хочешь сказку? Учись читать". И я начала учиться. Но только спустя годы я осознала, что нужно не просто уметь складывать из букв слова, нужно понимать, для чего тебе эти самые слова нужны.
В начале своей "читательской" карьеры я старалась пропустить через свои руки как можно больше книг. Ведь меня хвалили. Да, изначально моей целью было большое количество книг - ведь чем больше я прочитаю, тем больше меня будут хвалить.
В школе мои приоритеты слегка поменялись. В библиотеке был такой принцип(не знаю, остался ли он таким): сначало читаешь определенное количество некрасивых, потрепанных книг, после чего получаешь доступ к новым, красивым, интересным книгам. Тут в мою мотивацию, к придаче к похвале, включался зрительный интерес. Мне хотелось посмотреть на них вблизи, потрогать. Мне были совершенно безразличны содержание и суть. Мне нужна была *истерика*. И чем необычней книга, тем больший интерес она порождала.
Забегая чуть вперед, скажу, что эта тяга к красивым книгам осталась со мной до сих пор. Уже не так сильно, но все же обложка влияет на мой выбор.
В районе пятого класса я по той же схеме (прочитай не красивые книги, что бы перейти к красивым) взяла книгу, которая и поменяла мое отношение к чтению. Я впервые читала из интереса.
И даже сейчас я прекрасно помню сюжет, переживания, как я не хотела ложиться спать, а хотела почитать. И обдумывая сейчас, я понимаю, что это первая книга, которую я помню. Все книги до нее даже следа в моей памяти не оставили. Но вот она... Пожалуй, с нее и началось мое осознанное чтение.
Книга эта, если вам интересно, называется "Гарри Поттер и Тайная комната". Кто знает данную серию, удивится, почему я начала со второй книги о Гарри Поттере. Все просто: в то время кто-то забрал первую, а мне, так как было наплевать, что читать, решила взять что есть.
Вернемся же к моему читательскому пути. С этого момента я начала читать для СЕБЯ. Нет, похвала и оформление не стали для меня чем-то ненужным, но заметно отставали от главного критерия - интереса.
Я читала все: фентези, романы, ужасы, приключения...
Я начала вникать в сюжет. Я тратила на чтение большую часть своего времени и ни чуточки не жалела об этом.
И вот так, с пятого класса я по настоящему полюбила чтение, а не вытекающие из него обстоятельства. Спустя годы любовь к чтению стала менее бурным в своем проявлении, но в то же время, оно укоренилось во мне.
И тем больше было мое удивление, когда года 3-4 назад, я осознала, что мои младшие не читают.
В это время я училась на психолога и понимала, что заставлять их читать не имеет смысла. Этим я просто могу заставить их возненавидеть книги и ухудшу отношения со мной.
И я решила пойти с козырей - интерес и собственный пример.
Нужно отметить, что живем мы в разных квартирах и они не видят меня долгое время.
С того момента я начала при каждом их приходе в гости "хвастаться" новыми книжными покупками. Недели через 3-4 сестренка попросила у меня что-нибудь почитать. Пошел процесс. Но появилась и первая проблема: я поняла, что у меня нет книг для ее понимания. Тогда я пошла в библиотеку бабушки и дедушки и нашла там книгу, которую обожала в детстве: рассказы об Алисе Селезневой (я не помню, как называется серия).
Счастливая, что вот, сестренка начнет читать, я отдаю ей книгу. И какого же было мое удивление, когда через неделю я узнаю , что даже глава не прочитана.
Тут я стала думать, что я сделала не так. Спустя несколько разговоров и раздумий, я пришла к выводу: не тот жанр.
На новый год я подарила ей "Ходячий замок", а братику "Мятная сказка".
Хочу немного рассказать про выбор: моя сестренка любит аниме. И есть полнометражное аниме "Ходячий замок". Как оказалось, оно снято по книге. И я решил пойти по ее интересам и купила ей данную кингу. И скажу сразу: это сработало! После этого момента, у сестренки появилась тяга к книгам.
С братиком все было легче: я еще не бралась за прививание ему любви к книгам, и потому выбрала популярную в то время, легкую книгу.
Уже после моей триумфальной победы, я занялась братиком. С ним все было сложнее: он более привязан к телефону, чем моя сестренка, и у нас с ним не такие близкие отношения.
Как оказалось, подаренную книгу он открывал раза 2-3 и совершенно ее не читал. Выяснила я это накануне его дня рождения (а я отношусь к тем людям, что лучшим подарком считают деньги(для них братик был слишком мал) и книги). Данная информация совершенно не убавила мой настрой в покупке для него подарка в виде книги.
Вспомная опыт с сестренкой, я начала думать, что нравится братику. Он любит игры в телефоне, где нужно сражаться. Проходя по книжному, я увидела яркую, креативную обложку какого-то приключенческого фентези со сражениями. Прочитав имя автора я вспомнила, что этот автор очень нравился сестре моей подруги(которая чуть старше моего братика). Быстро изучив ее, я решила ее купить.
Дарила я ее со словами: "только попробуй не прочитать. Я на нее кучу денег потратила!"
Итог данного подарка: в течение двух лет на все праздники он просил продолжение данной серии книг.
Делая вывод, я хочу посоветовать следующее:
1. Не заставляйте ребенка читать насильно, этим Вы только окажете обратное действие.
2. Показывайте собственный пример.
3. Отталкивайтесь от интересов ребёнка.
4. В начале обложка имеет огромное значение.
5. Обязательно хвалите ребёнка за прочитанные главы.
6. Если ребёнок хочет рассказать Вам что-то из прочитанного - слушайте(как бы банальна не была информация).
7. Если не рассказывает - спрашивайте сами. Этим Вы покажете, что он Вам небезразличен (и как бы не казалось, что и так понятно, что мой ребенок важен, лишним показать это не будет никогда).
А что для привития любви к книгам посоветуете Вы?