Весна, время, когда просыпается природа и человек, всё живое , что есть вокруг нас.
И сегодня, когда за окном метель, мне захотелось рассказать о человеке, который жил и творил в не очень для этого подходящее, на мой взгляд, время. Это время войны, хрущевской оттепели и брежневского единообразия.
Сегодня ему было бы 90 лет. Вполне почтенный возраст. Знакомьтесь - Ви́ктор Ефи́мович Попко́в (9 марта 1932 — 12 ноября 1974) — советский художник, график. Лауреат Государственной премии СССР (1975 — посмертно), так написано в интернете. Весьма мало тех, кому премии давали посмертно.
Для меня это сосед, с которым иногда встречались, здоровались. Его историю рассказал мне отец, когда мы на кладбище в Черкизово подошли к могиле с обычным крестом, маленькой иконкой на перекрестье. Если честно, то, я тогда с трудом поняла и вспомнила образ человека о котором мне говорил папа.
Уже дома он показал мне его работы, их было не мало, вырезок из журналов, листов с фотоизображением работ Виктора Попкова. "Суровый стиль" - было такое направление в изобразительном искусстве, как сказал один из моих студентов - "...когда все на местах, типа работают".
Почему я о нем рассказываю? Потому что, хочу показать вам, что значит индивидуальный авторский стиль рассказа в обычной временной стилистике.
Однажды его отправили в командировку в Архангельскую область. Писать. Рассказывать. Прославлять. Как писал он в своем дневнике - ни мыслей, ни желания, ни интереса. Храмы, просторы, деревянные домишки и лодочки на воде, все уже есть, и тут произошла встреча с простыми людьми, большей частью вдовами.
«И я, как бы очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула время и пространство, их жизнь и мою жизнь, жизнь погибших дорогих людей… Боже мой! Ведь во всей избе только они — обиженные войной в самую молодость — теперь уже старухи-вдовы. И только случайный человек — один свидетель их бабьей проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Остались только воспоминания».— В. Е. Попков
Он сам вырос в семье с матерью, отец в 36 лет ушел на фронт и больше не вернулся. Мама, посвятила детям всю себя, так и не устроила своего женского счастья. Виктору в личном счастье повезло больше - один брак с однокурсницей, соратником. Он любил и был любим. Его Клара Ивановна всегда была рядом.
Возможно на этом контрасте он и написал главный цикл своей недолгой, но плодотворной жизни "Мейзенские Вдовы". Это цикл о тех северных женщинах, которых он встретил в командировке, которые были его моделями в течение трех лет. Он возвращался туда снова и снова, делал зарисовки, эскизы, много работал над циклом в мастерской.
Уникальна его работа разговаривать цветом. Красный - напряжение, боль, тяжесть, обман. Холодная зелень - одиночество, опустошенность. Эти два цвета являются основными в рассказе о жизни этих женщин, их ощущениях и отношениях с миром.
А окончание цикла - сени - холодная зелень пустоты. Фоновый цвет серый, многолик и очень чутко реагирует подчеркивает основные тона палитры.
Художнику довелось высказать кистью многое, рассказать так полно о послевоенных годах, о душевном состоянии, что до сегодняшних дней эти работы не перестают волновать, будоражить, они вновь и вновь возбуждают интерес к истории.
Смерть Виктора Попкова - трагична, как и его работы. Он погиб от пули инкассатора, когда гуляя по Москве решил договориться с водителем стоявшей "Волги" о поездке домой. Волга оказалась инкассаторским автомобилем.
Похоронен на кладбище в Черкизово Пушкинского городского округа, с правой стороны от храма Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня на могиле стоит интересный памятник, который, на мой взгляд отражает и самого живописца и динамику его творчества.
"Остались только воспоминания", - записал В.Попков в дневнике. Да воспоминания и сделанное/сказанное, произнесенное им, именно оно и возвращает нас к памяти о самом человеке.
Елена Артова