Ученику 4-Б класса, Фёдору Барабанкину, задали выучить басню. Больше всего на свете Федька не любил учить стихи, а тут, огромная басня про какую-то ворону и лису. И всё бы ничего, но учительница по литературе взъелась на него и пообещала на следующем уроке обязательно спросить. Следующий урок наступал завтра. Дома басен не было, и Фёдор зашёл в школьную библиотеку. В помещении библиотеки было светло и просторно. Со стен на ученика взирали портреты строгих писателей. Мальчик подошёл к библиотекарше и поздоровался:
- Дайте мне басню про ворону.
- А пожалуйста?
- Пожалуйста.
- Ворона и лисица?
- Ворона и лиса.
- А автора ты знаешь?
- Перов, кажется.
- Крылов Иван Андреевич, знать надо.
Библиотекарша принесла абсолютно новенькую книжку, с яркими иллюстрациями. Она одела очки и строго посмотрела на мальчика:
- Ты к книгам как относишься?
- Хорошо.
- Смотри, новую даю, такую-же и верни!
- Понятно. - Федя поставил подпись, взял книгу и пошёл домой.
На улице светило солнце, звенели ручьи, стоял апрель. Во дворе Федькиного дома детвора играла в футбол. Мяч весело прыгал по футбольному полю. А дома ждала мама, математика и «Ворона с лисицей». Федька нехотя поковылял к тёмному подъезду.
После обеда и математики мальчик стал рассматривать библиотечную книгу. Красочные животные приветливо улыбались с картинок. Насмотревшись, Федя открыл нужную басню и начал бубнить под нос:
- Вороне где-то Бог послал кусочек сыра… кусочек сыра. – Мальчик пошёл на кухню и отрезал здоровенный кусок сыра. Чтобы лучше запоминалось, он решил приблизиться к предлагаемым обстоятельствам героев:
- На ель ворона взгромоздясь – ага, залезла на дерево значит… хорошо! – Федька выглянул в окно. Деревьев во дворе стояло много, на какое хочешь «взгромоздёвывайся». Мальчик завернул в сыр в салфетку, оделся и пространно объяснив маме, что на улицу он идёт учить басню, выбежал во двор. До самого вечера Федя представлял себя вороной. Он облазил все деревья, порвал штаны и куртку, набил здоровенный синяк на лбу и вернулся домой, голодный и злой. Увидев сына, мама всплеснула руками:
- Ты что такой грязный, на пожаре был?
- Хуже мама, я басню Петрова учил!
- Может Крылова?
- Может и Крылова.
После долгой прогулки и вкусного ужина Феде захотелось спать, но мальчик пересилил себя. Он сел за стол, взял книгу и стал громко читать:
- Позавтракать совсем уж было собралась и призадумалась…, призадумалась. – Федя опустил голову к столу и тоже призадумался. Закрыв глаза, он стал вспоминать начало басни – абсолютно ничего не вспоминалось. Мальчик попытался понять смысл произведения, но и он доходил до него кое-как: «Какая-то ворона, с ворованным сыром, залезла на дерево - как будто крыш в городе нет - а лиса обманула воришку и сыр отобрала. Ну и правильно, нечего с чужим сыром по деревьям лазить и хищников раздражать!»
Федя ещё раз прочитал басню и закрыл глаза… сколько не читай, запоминаться она не хотела. Мальчик прошёлся по комнате. За окном темнело. Завтрашняя литература с двойкой в дневнике, стремительно приближалась. Федя так разозлился, что с силой стукнул книгу кулаком:
— Вот тебе!
В негодовании мальчик взял карандаши и пририсовал вороне красный петушиный гребень и чёрную бороду, а приветливую лису превратил в кровожадного динозавра с мощными челюстями и острыми зубами. Но и на этом Федя не остановился. Свинье он пририсовал крылья, обезьяну сделал слепой, а муравья и стрекозу начисто замазал чёрным карандашом. На этом Федя успокоился и умывшись, стал укладываться спать. Заглянула мама:
- Выучил басню, сынок?
— Вот лежу доучиваю!
- Спокойной ночи!
- Спокойной! – Мысли у Феди путались, он медленно проваливался в сон.
Но уснуть он не успел. Комната вдруг наполнилась непривычными звуками: гортанный клёкот, хрюканье, шипение и хихиканье доносилось со всех сторон. Федя открыл глаза и чуть не умер от страха! В его спальне, тут и там, расположились разрисованные животные из книги. Живые! Огромная ворона с петушиным гребнем и бородой прыгала по столу, свинья, размахивая крыльями, перелетала с предмета на предмет, мартышка с тросточкой тыкалась по углам, а на стульях расселись огромные чёрные насекомые, которые смотрели на Федю и громко шипели:
- Верни нам муравья и стрекозу, верни нам муравья и стрекозу! – С мольбой голосили они.
Федя от ужаса закрылся одеялом и тихо пропищал:
- Мама!
На его кровать забралась лиса и открывая огромный саблезубый рот, спросила:
- Федь, сырка не хочешь? - она протянула ему кусок сыра, но тут же сама его съела.
- Кар-кар! Тихо! – бородатая ворона села на спинку стула и махнув крылом, заставила всех замолчать.
- Ну что вы его пугаете? Мы не затем здесь. – она повернулась к Феде.
- Ты Федька почему нас испортил?
Федя выглянул из-под одеяла и до конца не веря происходящему, тихо прошептал:
- Я с-с-случайно!
- Громче говори! – хрюкнула приземлившаяся в кресло свинья.
- Я б-б-больше не буду!
Ворона достала большой ластик и вместе с книгой протянула Феде:
- Стирай свою мазню!
Мальчик присел на кровати, и стал стирать нарисованное. От страха Федька старался изо всех сил. По мере того, как он освобождал картинки от нарисованного, животные с радостными криками освобождали комнату. Кто вылетал в открытую форточку, а некоторые растворялись в воздухе. Когда осталась одна ворона, она подлетела к мальчику и громко каркнула:
- Береги книги, Федя! Следующий раз хуже будет, понял?
- Понял!
И тут же исчезла. Оглядев комнату и убедившись, что никого нет, мальчик подбежал к столу и положил абсолютно чистую книгу басен Крылова на место. Он снова лёг в постель и закрыв глаза шептал:
- Вороне где-то бог послал кусочек сыра, на ель ворона… очень хорошая ворона, взгромоздилась на очень красивое дерево…!
Слово, за слово, басня медленно и навсегда, откладывалась в Фединой голове. Губы мальчика ещё долго шевелились во сне, но урока по литературе он уже не боялся - двойки не будет!