Варианты развития событий:
🔘личность формируется на основе взаимодействий людей с окружающим миром, в процессе чего люди создают свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов:
● того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я думаю, что все слушали мое выступление»;
● того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я думаю, что многим не понравилось мое выступление»);
● того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («В следующий раз надо будет подготовиться лучше»).
● дети копируют поведение взрослых, не понимая его;
● дети воспринимают поведение взрослых как исполнение определенных ролей (врача, пожарного, автогонщика и т. д.) и в процессе игры воспроизводят эти роли;
●в период от рождения до 2 лет (сенсомоторная стадия) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира;
● в период от 2 до 7 лет (предоперациональная стадия) дети учатся различать символы и их значения;
● в период от 7 до 11 лет (стадия конкретных операций) дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками;
● в период от 12 до 15 лет (стадия формальных операций) дети могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.
🔘
Шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности, не связанной с определенным возрастом:
● 1) ребенок еще не усвоил понятия о хорошем и плохом, а лишь стремится избежать наказания;
● 2) не различая понятия о хорошем и плохом, ребенок стремится заслужить поощрение;
● 3) человек отчетливо осознает мнения других и стремится действовать так, чтобы завоевать их одобрение;
● 4) человек осознает интересы общества и правила поведения в нем;
● 5) человек осмысливает возможные противоречия между различными нравственными убеждениями;
● 6) у человека формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы способности к сопереживанию.
⚠️Большинство людей достигает лишь третьей стадии, а некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.
🔘Основы психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне его – в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми (прежде всего со взрослыми). В ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение психических процессов личности. Таким образом, основой психического развития человека является изменение социальной ситуации его жизнедеятельности, а условиями выступают обучение и воспитание.
🔘Главным является положение о том, что ребенок достигает высшего развития при условии наибольшей свободы. В школе, организованной М. Монтессори, занятия по воспитанию чувств были направлены на развитие органов восприятия.
🔘Антон Семенович Макаренко создал на практике и научно обосновал теорию воспитания личности в коллективе, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения.
🔘Известный польский педагог Януш Корчак создал концепцию воспитания, в которой главными понятиями выступают ребенок как личность и его благо. Вопреки принятому представлению, что ребенок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, Корчак обосновал тезис о полноценности ребенка как человека и о самоценности детства как подлинного, а не
предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Он утверждал, что дети – такие же люди, как и взрослые, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Отсюда целью воспитания является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности «в уважении к добру, к красоте, к свободе», личности, свободной от эгоцентризма, уважающей нормы человеческого общежития и достоинство другого человека, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.
🔘
● доверительное, активное, творческое взаимодействие родителя и ребенка создающее духовную жизнь семьи;
● установка на «единство мысли и чувства» как цель незавершающегося процесса воспитания личности;
● развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей личности;
● умение родителя «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил»;
● предоставление личности ребенка огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создание «атмосферы разнообразного творческого труда».