Вчера фильм «Сядь за руль моей машины» режиссёра Рюсукэ Хамагути получил «Оскара» как лучший иностранный фильм. Я посмотрела ещё в декабре: его представили как лучший фильм, как козырь 55-го японского кинофестиваля. Уже тогда «Сядь за руль моей машины» имел награды от Канского фестиваля и входил в короткий список на премию «Оскар».
Мой отзыв будет таким же долгим, как и сам фильм. Это ж надо маленький рассказик Харуки Мураками растянуть на три часа!
В юности я зачитывалась Мураками. И готова была обсуждать его произведения с любым желающим. Но несколько лет назад я купила "Конец света …", чтобы ещё раз насладиться поразившей когда-то историей про тень, которая жила отдельно и была умнее своего хозяина. Эта часть романа нравится мне до сих пор, но дочитать книгу я не смогла. И тогда я поняла, что выросла из Мураками. Начала разбираться почему, и наткнулась на определение Мураками как "барного писателя", т. е. его рассказы и романы как истории за барной стойкой, в одной тональности, без начала и конца. Медленное, подробное повествование для никуда не спешащих, зашедших пропустить по стаканчику виски со льдом. В них нет глубины.
Так и от фильма я не испытала катарсиса, и не упало ни одной слезинки, а я та еще плакса. Что хотел сказать режиссёр сей драмы- я поняла. Так разжёвано и медленно, буквально по слогам, да еще и на языке жестов. Весь фильм ждала чего-то, но не оправдались ожидания. Хваленная музыка отлично подходит к фильму – такая же монотонная, холодная и не пробуждающая чувств.
Не все так плохо – фильм снято красиво, профессионально, актеры привлекательны и утончены. Я давняя поклонница японское кино, и знакома с Японией лично, но в этот раз мне было жаль потраченных трех часов.
Проблема фильма – в нем нет души, ему не сопереживаешь. Мне показалось, что режиссёр очень хотел Канскую ветвь, и сделал все по рецепту: приправил фильм заботой о меньшинствах – а это очень любят на Канском фестивале в последние годы.
Прочла интервью Рюсукэ Хамагути, сам режиссер склонен сомневаться, что все правильно сделал: «именно беззвучный Чехов говорит истинно своим голосом. Но опять же, возможно, я трагически заблуждаюсь»; «это всеобъемлющее отчаяние, которым полны тексты Чехова, оно отзывается во мне очень остро и в моих героях тоже. Но, возможно, мое прочтение Чехова ложное. Я последние годы мало в чем уверен.».
Японского режиссера все равно хочется поздравить с «Оскаром». Я благосклонна к азиатскому кино. Да и получается, что другие фильмы и того хуже…
#оскар#японскоекино#фестиваль#кино#