Продолжаем рассуждать о работах ирландского сказочника Томма Мура. Сегодня разберём два его творения: «Тайну Келлс» и «Легенду о волках».
Если не видели первую часть про «Песнь моря», то никогда не поздно её прочитать!
А теперь... готовы погрузиться в сказку?
Начнём с «Тайны Келлс»
Это первый полнометражный мультфильм Томма Мура и его студии Cartoon Saloon. Многие говорят, что он шероховат, но мне это не мешает любить его.
Вкратце, о чём он. Постараюсь в этом пункте без больших спойлеров.
Главный герой – Брендан, юный послушник аббатства Келлс. Осиротевший ребёнок, которого воспитывает дядя Келлах – настоятель Келлса. Он строит стену, чтобы защитить аббатство от нападения викингов.
Регулярно в Келлс приходят те, чьи дома уже сожгли враги. Среди них оказывается монах Айдан, бежавший из разрушенного иноземцами аббатства на острове Иона (другое произношение – Айона). С собой он приносит незаконченную Книгу Ионы – богато украшенный религиозный фолиант.
В Келлсе Айдан планирует её закончить, только у него уже зрение не то, и руки трясутся… А книге нужны красивые иллюстрации. И юный Брендан берётся ему помогать, хотя дядя Келлах против.
Ещё дядя запрещает Брендану выходить за стены, но тот тайком сбегает в лес, чтобы найти ингредиенты для красок. И в лесу он знакомится с Эшлинг – игривой фейри, которая является то в облике волчицы, то девочки.
Легенда о Келлской книге
Книга, которую Айдан и Брендан берегут, имеет реальный прототип: Келлская книга действительно существует. Это Священное писание, украшенное очень витиеватыми рисунками. Как и в мультике, настоящую книгу начали писать в аббатстве Айона (которое, как и Келлское, основал святой Колумба), а закончили в Келлс. «Миграция» случилась (как и в мультике) из-за прихода на остров викингов.
Имена рисовавших её аббатов затерялись в истории. Возможно, прототипом брата Айдана был ирландский святой Айдан Линдисфарнский. Он был монахом аббатства на острове Айона примерно в 600 годах. Но Келлская книга, по оценкам историков, была создана примерно в 800-х, так что тут реальность с мультфильмом не пересекаются.
Ещё один персонаж, у которого есть реальный прототип из истории, - это Пангур Бан. Точнее, прототипом для мультяшного кота стал кот из стихотворения неизвестного автора, которое тот посвятил своему питомцу. В нём лирический герой сравнивает свой монашеский быт с охотой на мышей:
...Я люблю читать Писанье,
Бой вести с грехами.
У кота — своё призванье:
Бегать за мышами...
Глаз Колумбы
Этот артефакт герои используют как лупу при рисовании миниатюр. Один глаз был у Айдана, но он потерял его: это нам показывают ещё в начале, когда монах бежит с острова на лодке, а выпавший из его сумки кристалл разбивает на осколки сапог викинга.
(Небольшое отступление: если приглядеться к этому вступлению, то там есть кадр с Келлахом «из будущего»: он мнет лист с миниатюрой, которую нарисовал Брендан, что происходит по сюжету мульта позже)
Второй глаз добыл Брендан в схватке с Кром Круахом – в мультфильме его изобразили в виде угловатого змея, а глаз служил для него источником света. Лишаясь его, змей сам себя сжирает – это метафора того, что без чего-то светлого в самые тёмные времена любой обречен на гибель (что транслирует и линия аббата Келлаха, который впадает в отчаяние, лишившись племянника).
Кром Круах – древнее божество, которому в дохристианское время ирландцы приносили жертвы. Поэтому в уже христианской Ирландии, которая показана в «Тайне Келлс», его алтарь заброшен, а древний змей хоть зол и агрессивен, но слаб.
Стиль в линиях
У работ Томма Мура свой, особенный стиль. От работы к работе он может меняться, но какие-то черты остаются: тяга к простым формам, ход в графичность, линии как инструмент повествования.
Что общего между викингами и Кром Круахом? Они выступают однозначными злодеями и… их силуэты просты и угловаты. В то же время монахи Келлского аббатства в основном изображены с помощью округлых черт.
Округлости есть и в изображении леса и животных, причем, силуэты животных сложнее. Как и силуэты Брендана и Айдана: большинство второстепенных персонажей и аббат Келлах представляют собой монолитную глыбу, а работающие над книгой учитель и ученик дискретны.
Интересен момент, когда Брендан впервые идет в лес: натянув капюшон, он становится такой же глыбой, как и его дядя. Но сняв капюшон, открывшись лесу и новому опыту, герой возвращается к себе и своему пути, отличном от дядиного.
Если смотреть в общем, то городская среда представлена простыми линиями и формами, а лес (как и рисунки Брендана для книги) – полон изящных узоров.
Что-то похожее есть и в «Легенде о волках»: город – прямолинеен и схематичен, будто сошел с плакатов, а лес изображен изгибающимися скетчевыми «махровыми» линиями, как бы небрежно.
Но тут я слегка забегаю вперёд.
О чём «Легенда о волках»?
Сперва без спойлеров.
Где-то в лесах Ирландии стоит город, каких много. И его власти хотят истребить волков, чтобы дровосеки беспрепятственно могли рубить лес. Вот только дикой стаей управляют сноволки – оборотни, что днём ходят в человеческом облике, а засыпая – превращаются в волков.
Главная героиня Робин приехала в Ирландию вместе с отцом – охотником, которого наняли истреблять диких животных. Робин и сама хотела стать охотницей, пока не познакомилась со сноволчицей Меб и не посмотрела на конфликт горожан и лесных защитников под другим углом.
А теперь со спойлерами.
Кто с кем столкнулся
В «Легенде о волках» несколько тем и конфликтов. Самый явный – внешний: город против леса. Людям нужно сеять поля и заготавливать дрова, а плохие волки кусаются – да?
Но всё не так просто: город вместе с лордом-протектором чужеродны в среде леса. Сам лорд-протектор – это прямая отсылка на Оливера Кромвеля, который собирался истребить волков Ирландии, чтобы доказать: дикая страна стала частью цивилизованной Англии.
В мультфильме это иллюстрирует момент, когда лорд-протектор пытается подчинить мать-волчицу, закованную в цепи. И это уже межличностный конфликт представителя городской власти и сноволчицы.
Помимо противостояния непохожих по ценностям общин мультфильм поднимает тему отцов и детей. Это конфликт между Робин и её отцом, когда тот отказывается поддержать её вариант решения проблемы со сноволками.
И тут мы переходим к уже внутриличностным конфликтам героев. У Робин это выбор между «вести себя удобно» и «проявить смелость». Она разрывается между долгом перед отцом и желанием помочь сноволкам. Девочка принимает то одну, то другую сторону, пока не наступает кульминация. Под кульминацией её личного конфликта я понимаю тот момент, когда она не дает отцу убить мать Меб, - это очень сильная сцена в том числе с точки зрения режиссуры.
Здесь Робин окончательно выбирает путь, по которому ей идти. А её отец признается в своём страхе: если он не будет слушаться приказов, то его семье навредят. Это его внутренний конфликт, с которым он проходит свою личную арку. Завершается она позже, чем у его дочери: когда лорд-протектор угрожает Робин в облике сноволчицы, отец понимает, что безупречное выполнение приказов вовсе не гарантирует безопасность семьи.
Что общего у «Тайны Келлс» и «Легенды о волках»?
Говорить об очевидных вещах вроде визуального стиля или ирландской милофогии уже моветон, поэтому давайте перейдём к темам и идеям.
В обеих работах есть противопоставление города и леса. И есть стены, за которые юные герои выходят и открывают для себя мир по-другому.
Есть конфликт старшего и молодого поколения. Старшие ограждают младших от мира, заботясь об их безопасности. Но правы в итоге оказываются младшие, которые «строят мосты, а не стены».
И, конечно же, в них есть дружба, которая сохраняется, ни смотря ни на что, и делает мир лучше.
Думаю, работы Томма Мура учат в первую очередь не закрывать своё сердце. И потому их приятно смотреть в любом возрасте.
А с вами была Персидская. Цените близких и, даже когда тьма вокруг кажется кромешной, ищите лучик света.
#что посмотреть #мультфильм #ирландия #томм мур #тайна келлс #легенда о волках #cartoon saloon