Руки вниз! Руки выше! Согни локти! Не работай через холку! Не тяни руками! Отдай руки!
Знакомо? Уверена, что каждому из нас тренер повторял эти фразы как мантры. Руки всадника привлекают внимание тренера чуть ли не чаще всего. Руки - это контакт, это постановление, это сгибание и, наконец, проводимость. Мягкие руки обеспечивают независимую посадку (всадник не держится) и доверие лошади руке всадника, а значит ее расслабление. Как же этого достичь? Прежде всего, необходимо сидеть в равновесии на всех аллюрах лошади, а также на переходах. Это означает, что в любой момент вы можете освободить руки, сделать ими любое движение (поднять вверх, в стороны, вперед и тд) не потеряв балланса. Но также вы и не должны держаться ногами, они тоже, в свою очередь должны быть расслабленными, и также могут быть отведены от боков лошади в любой момент. Лучше всего ощутить равновесие можно отведя от лошади одновременно и руки и ноги, например в стороны. Сначала это упражнение делается на шагу, а затем на медленной рыси. Итак, будем исходить из того, что посадка всадника мягкая и независимая, а лошадь хорошо слышит шенкель. В таком случае положение руки будет классическое: плечи параллельно корпусу, рука согнута в локте, предплечье с поводом образуют прямую линию, руки не разведены по сторонам, кулаки сомкнуты. Но ведь зачастую мы видим совсем иную картину, в том числе и у высокопрофессиональных всадников. Дело в том, что рука, как и нога всадника - это средство управления лошадью, и она может менять свое положение и силу воздействия. Так, например, руки сильно разведенные по сторонам и опущенные до уровня плеча могут помочь в работе с нестабильными по контакту лошадьми тк имеют воздействие схожее с боковыми развязками. И наоборот, руки поднятые выше холки имеют более строгое воздействие на угол рта, что подходит для тугоуздых лошадей. Рука сильно отведенная в сторону дает лошади больше возможности для сгибания, и наоборот, рука лежащая плотно на плече не дает возможности его вывалить. Руки также могут работать не синхронно - одна выше, другая ниже, одна отзывает, а другая выдерживает. НО! Все вышесказанное подразумевает соблюдение одного правила всегда: как бы не работали ваши руки, всегда необходимо помнить и стремиться к тому самому классическому положению рук, "как в книжке", к мягкости и к сопровождению руками лошади. Иначе говоря, как только лошадь смягчится, уступит, согнется, или сделает то, чего вы добивались, необходимо сразу, в ту же секунду смягчить руки и только лишь следовать за лошадью. Есть такое выражение - " нести повод", оно, на мой взгляд, наиболее точно отражает то, чего необходимо добиться, работая над контактом. Вы должны иметь столь невесомую руку, как если бы вы несли на подносе стакан полный воды до краев, не желая пролить ни капли. Естественные толчки и тряска при движении лошади не должны достигать ее рта- вот что значит сопровождать лошадь. Плечи и предплечья в максимальном расслаблении, но кулаки сжаты и все пальцы закрыты, запястье прямое и не изгибается, а суставы подвижны, но не более чем необходимо, что бы самортизировать.
Легкий контакт расслабляет лошадь, делает ее гибкой и отзывчивой, более чуткой на шенкель и корпус, лошадь поднимает перед и двигается охотно и легко - вот к чему необходимо стремиться, работая над контактом.