Найти тему
Заметки Художника

Забытые виртуозы, публикация 4-я. Сантьяго Русиньоль и Рамон Касас

Рамон Касас, "Испанка в красной юбке"
Рамон Касас, "Испанка в красной юбке"

Сегодня у нас сразу два «героя». Их многое связывает, они не просто были знакомы, но и дружили, и вместе работали. Поэтому я решил посвятить публикацию им обоим.

Когда вы познакомитесь с их работами, вы, скорее всего, найдёте, что их манеры похожи, и вместе с тем, я предвижу вопрос: какие же они виртуозы? Просто хорошие художники! Поэтому позволю себе сказать несколько слов о том, что я вообще подразумеваю под словом «виртуоз».

Порой бытует убеждение, что чем манера вычурнее и изысканнее, тем в большей степени художник – виртуоз. Я думаю, что слово «виртуоз» означает художника, способного создать образ при помощи максимально адекватных этому образу изобразительных средств. При этом манера может быть и достаточно сложной по приёмам, и очень простой и лаконичной. Необходимое условие состоит в том, что художник владеет этой манерой в совершенстве, как послушным инструментом. Почти так, как мы в быту пользуемся ложкой или зубной щёткой.

Как правило, художник-виртуоз специализируется на одном – двух жанрах, хотя бывают и исключения. Зато в рамках «своего» жанра он может создать эстетически совершенное изображение, что называется, без единого лишнего мазка.

Касас и Русиньоль демонстрировали свою виртуозность в достаточно классическом диапазоне. У каждого из них можно найти работы в разных жанрах и техниках, но и у того, и у другого были мотивы, в которых они были особенно сильны. У Русиньоля это – фигуры в интерьере и пейзажи. У Касаса – портреты, причём, в огромном числе – графические.

Оба они происходили из достаточно состоятельных семей. Семья Русиньоля занималась текстильным производством, отец Касаса сделал себе состояние торговлей на Кубе. Оба получили отличное образование. Ни тот, ни другой не собирались заниматься коммерцией — оба достаточно рано поняли, что их интересы лежат в области изобразительного искусства.

Русиньоль родился в 1861 году. Живописью начал заниматься в Центре Акварелистов в Барселоне под руководством художника Томаса Морагаса.

Касас родился в 1866-м. Уже в 1881-м, в 15 лет, в компании двоюродного брата, впервые попал в Париж, где занимался в знаменитой студии Каролюса Дюрана. С 1883 года начал выставлять свои работы в Барселоне и Париже. Собственно, между двумя этими городами и протекала его жизнь.

Познакомились они в 1886 году. Их круг общения был достаточно широк и в известной степени идентичен, они просто не могли не встретиться. Из особо близких им обоим представителей творческой богемы обычно упоминают Мориса Утрилло, Игнасио Сулоагу, Пьера Пюви де Шаванна.

Их первым совместным «проектом» стало путешествие по Каталонии в 1889 году. В результате появилась книга с соответствующим названием («По Каталонии»), причем Русиньоль выступил в качестве автора текстов, а Касас — иллюстраций.

После этого друзья поселяются в Париже, неподалеку от Мулен де ла Галетт (силуэт мельницы частенько фигурирует в их работах этого периода). Они пишут, рисуют, а главное - впитывают множество впечатлений от тогдашней артистической столицы. Все течения, представленные в галереях и мастерских, они пропускают через своё сознание, совершенствуя собственное мастерство.

В Париже того времени тон задавал недавно получивший широкое признание импрессионизм. Но почти столь же мощно звучали и символизм, и набирающий силу модерн, да и академическое искусство не сдало ещё своих позиций. Тот стиль, к которому будут впоследствии "привязывать" творчество Русиньоля и Касаса, принято обозначать как "Каталонский модернизм", то есть стиль, предшествующий модерну.

И работы Касаса, и картины Русиньоля отличаются особой чёткостью линий, в них вы всегда найдёте точно найденные силуэты, выверенные композиции. Но любовь к обобщениям и силуэтам так и не переросла у них в хорошо нам знакомый Модерн с его изысканной декоративностью, изогнутыми, как удар бича, линиями, орнаментами, и так далее. Модернизм продолжал существовать как бы параллельно с Модерном до самой Первой мировой. И в работах наших героев явно виден синтез многочисленных тенденций и течений, но нет стилистической однозначности, чёткого следования какому-то одному набору приёмов и принципов.

С годами художники перешли к более свободной трактовке натуры, со смягченными контурами и более изысканными цветовыми решениями. Однако импрессионистами они тоже не стали.

Даже изображения садов и парков, которыми прославился Сантьяго Русиньоль (а он был гораздо более известен как пейзажист, чем как создатель фигурных постановок), не совсем укладываются в концепцию импрессионизма. Кажется, что художник позаимствовал у модного течения только стремление к передаче цвета, но не пытался передать быстрых изменений в состоянии света, времени суток, атмосферы. Его ландшафты устойчивы, весомы, материальны, в них нет и следа импрессионистической зыбкости.

Следующим значимым этапом в жизни Русиньоля и Касаса стало открытие в Барселоне кафе «Четыре кота» - «Els Quatre Gats». Ну, тут всё просто. В Париже было кафе Le Chat Noir - «Чёрный кот», которое друзья частенько посещали. Четыре кота — четыре «учредителя»: Пер Ромеу, Морис Утрилло, Сантьяго Русиньоль и Рамон Касас. Кафе становится излюбленным местом, как сказали бы сейчас, «тусовок» богемы. Здесь впервые выставляется молодой Пабло Пикассо — вот он, на портрете работы Касаса.

-8

Как и Le Chat Noir, Els Quatre Gats был не только местом встреч и выставочной площадкой, он выпускал некоторое время собственный литературный и художественный журнал, прежде всего силами Касаса и Русиньоля. Творческая атмосфера тех лет - это не только работа над заказами, хотя и в них у художников не было недостатка. Касас, к примеру, исполнил портрет короля Альфонсо XIII (особенно интересны этюды к нему).

В 1891 году Сантьяго Русиньоль в первый раз приехал в небольшую рыбацкую деревеньку Сиджес, расположенную неподалёку от Барселоны. В этом местечке ему так понравились виды, климат и жители, что два года спустя он вернулся и купил небольшой дом на берегу, на месте которого выстроил для себя дом-мастерскую Кау Феррат. Он перевез в Сиджес свои собрания кованых изделий и стекла, подарки друзей-художников и купленные лично картины. Поскольку дом становился тесноват, Русиньоль приобрел еще один дом по соседству. Благодаря энтузиазму Русиньоля и многочисленным вечеринкам в модернистском стиле, которые он организовывал, Сиджес довольно быстро стал центром притяжения для художников, писателей и других представителей испанской богемы. После кончины художника в 1931 году его дом перешел муниципалитету Сиджеса, и в 1933 году Кау Феррат стал музеем, который работает по сей день.

Рамон Касас пережил своего друга всего лишь на один год. К 1920-м годам он далеко отошел от авангардистских тенденций своей юности. Во всяком случае, его работы этого периода выглядят так, как будто они принадлежат художнику более раннего времени, чем его же собственные работы 1890-х годов. Он продолжал писать пейзажи и портреты, а также создавал плакаты и графические листы, но ко времени своей смерти в 1932 году, вскоре после возникновения Второй Испанской республики, он принадлежал уже, скорее, истории искусства, чем его настоящему.

Рамон Касас (слева) и Сантьяго Русиньоль
Рамон Касас (слева) и Сантьяго Русиньоль

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.