В приказе по немецкому 54-му корпусу ставились задачи дивизиям:
«а) «Бригада Циглера» сковывая противника на плацдарме в районе долины Качи, частью сил через Шуры уходит на восток. Бригада захватывает южный берег Качи в районе Теберти и удерживает позиции, находясь в готовности захватить брод через Бельбек, в то время как 132-я пд начнет атаку, прорываясь по дороге на Севастополь. Охрана местности в районе Альмы поручается 72-й или 50-й пд.
в) 132-я пд передовым отрядом продвигаетсвперед, форсируя Бельбек с двух сторон от д. Биюк-Отаркой, а также через Дуванку. Моторизованные части захватывают мосты через Бельбек. Частью сил уничтожаются силы противника в районе Николаевки и на берегу моря.
с) 50-я пд частью сил как можно быстрее достигает Бахчисарая и занимает броды через Качу, захваченные «Бригадой Циглера»» [1]
Картина боя на участке батальона ВМУ БО 2.11.41г., которая дана в советских источниках, несколько не стыкуется с немецкими документами. Советские источники говорят о том, что противник атаковал правый (восточный) фланг батальона, и прорвал позиции на участке обороны 16-го батальона морской пехоты, и вроде бы даже вступил в бой с 3-м полком морской пехоты[2].
Противник, наоборот, пишет, что он атаковал левый фланг батальона ВМУБО (по логике, 3-ю роту) и захватил железнодорожный мост через Качу[3].
Об атаке на правом фланге в немецких документах почти ничего нет. Какой-то из вышеуказанных источников сильно лукавит.
Хронология событий по журналу боевых действий батальона ВМУ БО такова:
6:45 батарея БО № 30 дала 7 залпов по Бахчисараю. Стрельбу корректировал пост ст. л-та С. Адамова. Данные для стрельбы выдавал преподаватель ВМУ БО майор А. Ф. Черненок.
8:00 над позициями батальона ВМУ БО появился немецкий самолет-разведчик
9:00 появились 4 немецких танка (штурмовых орудия) с автоматчиками. Автоматчики одеты в маскхалаты. Штурмовые орудия с дистанции 300м начали обстрел позиций 1-й роты, после чего последовала атака пехоты. По немецкой пехоте открыла огонь батарея 107мм минометов училища (командир батареи ст. л-т И. И. Евграфов).
В 9.10 начался немецкий авианалет на позиции 1-й роты. Атаковали 5 пикирующих бомбардировщиков и 4 истребителя (по советским данным).
В боевом отчете немецкого 4-го авиакорпуса указано, что в атаке участвовало три «Ju-87» из III./St.G.77, под прикрытием истребителей III/.J.G.77, сообщая при этом, что в результате удачной атаки тремя близкими попаданиями накрыт бункер[4].
По советским данным, во время налета было убито два курсанта и разбит станковый пулемет. Возможно, это был как раз пулемет, установленный в одном из двух дзотов, и, скорее всего, это был расчет Павла Широчина. В советских источниках принято описывать его гибель чуть иначе, но сопоставление немецких и советских документов говорит в пользу выше приведенной версии.
9.20 открыла огонь 76мм 213-я учебная артбатарея ВМУ БО
10:00 немецкие войска отступили на 2 км к предместью Азис. Штурмовые орудия тоже отошли, но затем направились на восток, в сторону правого фланга батальона.
Начался налет немецкой авиации. Первая группа самолетов нанесла удар по позициям 1-й роты. Вторая группа самолетов наносила удар по артиллерии и минометам.
В боевом отчете немецкого 4-го авиакорпуса указано, что в атаке на артиллерийские позиции участвовало 9 самолетов из авиагруппы III./St.G.77, батарея, грузовики и повозки уничтожены[5]
По советским данным, в результате этого налета разбит один 82мм миномет, ранен командир минометного дивизиона капитан Сабуров, убито 2 минометчика.
В 11.20 военинженер 3 ранга (майор) Чернов и мичман Жук взорвали железнодорожный мост через р. Кача. В полдень курсантская 213-я батарея обстреляла Бахчисарай. Несколько залпов по Бахчисараю сделала 30-я батарея. В 13.16 были замечены десять штурмовых орудий, движущихся на курсантский батальон. Был открыт огонь всеми огневыми средствами: батареей 82мм минометов, двумя 107мм минометами, артбатареей № 213.
В результате огня курсантов противник залег. В 14 часов несколько залпов сделала 30-я батарея. Штурмовые орудия противника, обходя позиции 1-й роты слева, остановились и начали расстреливать позиции курсантов. Через некоторое время они повернули к Бахчисараю.
Все эти события описаны в журнале боевых действий батальона ВМУ БО и воспоминаниях курсантов, но совершенно не нашли отражения в отчете бригады Циглера. События этого дня в этом документе даны крайне скупо:
«Обещанная помощь авиации эффекта не дала, т.к. высоты, лежащие к северо-восточнее мосту через Качу (имеется в виду холм Эгиз-Оба и соседняя с ним высота - авт.) не были подвергнуты удару авиации. Поскольку артиллерия была малочисленной и ощущалась нехватка боезапаса, атака успеха не имела».
Наш опыт работы с немецкими документами показал, что немцы не всегда любят описывать подробно свои неудачи, не любят признаваться в них, тогда как характеризуя успешные действия особенно подчеркивают значение успеха и иногда занимаются «приписками». Так в отчете бригады Циглера указано: «Удалось лишь овладеть высотой северо-восточнее моста между железной дорогой и шоссе» [6]
В документах 132-й пд указано: «Части передового отряда Штуттерхайм выступили в 12.00, и, после соответствующе поддержки «Штук» во взаимодействии с передовым отрядом фон Боддина повели наступление на железнодорожный мост через Качу. … В 14.00 части передового отряда Штуттерхайм, задействованного против железнодорожного моста через Качу, захватили мост после тяжелого боя» [7]. 14 часов по Берлинскому времени, это 15 часов по советскому, декретному. Это означает, что к 15 часам была захвачена основная оборонительная позиция 1-й роты батальона – высота между железной дорогой и шоссе. В данном случае, имеется в виду старая дорога, проходящая через Бахчисарай, новой дороги тогда не существовало. Но это полностью не соответствует советской версии событий.
Из воспоминаний Г. М. Воинова:
«В 13.16 были замечены десять танков, движущихся на курсантский батальон. Был открыт огонь всеми огневыми средствами: 82мм батареей минометов, двумя 107мм минометами, артбатареей № 213. Одновременно с атакой начался налет немецкой авиации. В результате огня курсантов противник залег. В 14 часов несколько залпов сделала 30-я батарея. Танки противника, обходя позиции 1-й роты слева, остановились и начали расстреливать позиции курсантов. Через некоторое время танки повернули к Бахчисараю.
В 15 часов последовала новая атака против правого фланга батальона. Из южной части Бахчисарая вышла колонна танков и пехоты противника, она обошла позиции батальона на расстоянии 2-3 км и ушла в направлении д. Теберти. Часть сил атаковала наш правый фланг. 4-я рота (16-й батальон морской пехоты, опасаясь окружения отошел. В 18 часов в результате контратаки позиции 4-го батальона удалось вернуть. Пользуясь темнотой курсанты 1-й роты отошли на высоты левого берега р. Кача» [8]
Описывая события, Г.М. Воинов указывает: «На левой высоте сильной атаке подвергся 3-й взвод 1-й роты под командованием воспитанника училища л-та Бондаря…». Далее, он рассказывает о подвиге курсанта А. И. Мальцева, очень эмоционально, но сам бой описывает не четко. Курсант 1-го курса 1-й роты А. И. Мальцев числился пропавшим без вести в боевом охранении, накануне, 1 ноября. Но в этот день себя вместе с немцами гранатой взорвал пом. командира взвода старший сержант Тютеньков Александр Кузьмич.
Но, важно не это, или советские источники замалчивают потерю моста и высоты, или немецкие источники приписывают себе захват высоты, оставленной курсантами к вечеру. Скорее всего, курсанты были сброшены с высоты, т. к. запись об этом была сделана в оперативном первичном документе: промежуточном донесении, которое было передано по радио, и датируется временем 16 ч.10.минут 2 ноября.
Продолжая восстанавливать хронологию событий, получаем следующую картину боя: около 13.30 начала атаку группа фон Боддина. В разгар боя, около 14 часов, советские части были атакованы с другой стороны отрядом 132-й пд. В советских воспоминаниях указана атака на позиции 3-го взвода 1-й роты. Этот взвод как раз и занимал левую высоту, там же и находился дзот в котором погиб П. Широчин. Т.е., скорее всего, выведя из строя пулеметы, противник атаковал левую высоту. Но ее потеря осталась почти незамеченной. О ней лишь вскользь упоминают в воспоминаниях бывшие курсанты училища. Напротив, в воспоминаниях Г. М. Воинова указано, что в 15 часов 20 минут части противника отошли в Бахчисарай и один подбитый танк (или штурмовое орудие) остался на поле боя.
Много внимания в воспоминаниях уделяется прорыву немецких войск на правом фланге батальона, на участке т. н. 4-й роты (16-го батальона морской пехоты), которого по немецкой версии вовсе не было. По данным Г. М. Воинова хронология событий была следующей:
Около 16 часов противник, отошедший к Бахчисараю изменил направление движения, и направился к позициям 16-го батальона (на правом фланге). Связь с «4-й ротой» (16-м обмп). Была потеряна. 1-я рота и 3-я роты отошли на левый берег реки. В 18 часов связь с 16-м батальоном была восстановлена и в 18.10 началась контратака 16-го батальона с целью вернуть потерянные позиции. Около 19 часов удалось отбить окопы 16-го обмп обратно. В немецких документах об этом ни чего нет.
Исходя из документов 72-й пд, мимо правого фланга батальона ВМУ БО в долину Качи проскользнул передовой отряд 72 пехотной дивизии под командованием гауптмана Мартенса, основу которого составлял 72 противотанковый дивизион. Возможно, атака против правого фланга батальона, описанная Воиновым, это как раз прорыв «отряда преследования Мартенса» в Качинскую долину, но эта часть двигалась без соприкосновения с 16 батальоном морской пехоты. Противник ничего не пишет о боестолкновении.
Ни в советских, ни в немецких документах пока не удалось обнаружить сведения о том, была ли перекрыта Качинская долина советскими частями, но, тот факт, что немецкий отряд преследования прошел в долину р.Кача, существенно усложнил положение основного отряда Приморской армии, которая должна была войти в долину Качи, в районе д. Шуры, и выйти по долине к позициям курсантов. Об этих планах говорит журнал боевых действий 95-й СД. Появление немецкого подразделения в долине Качи, вынудило советские части изменить маршрут движения.
В воспоминаниях курсантов ВМУ БО действия советской истребительной авиации, по прикрытию позиций батальона не отмечены. По данным советских источников два раза 2 ноября советская авиация наносила удары по Бахчисараю. В первый раз удар наносили шесть Ил-2 18-го штурмового авиаполка, прикрываемые истребителями 32-го истребительного авиаполка. Второй раз на штурмовку вылетали самолеты устаревших типов 11-го шап (И-5 и И-153). Потери советской стороны: один Ил-2 (л-т А. Ф. Борисов). Противник в отчете 4-го авиакорпуса указывает один сбитый советский самолет (указан, как И-17), и две уничтоженные батареи юго-западнее Бахчисарая.
[1]NARA Т312 R363 (11 АОК) fr 0138
[2]Моргунов П. А. «Героический Севастополь» М. «Наука» 1989 г. с. 59
[3]NARA T-312 R-363 AOK 11 fr.0102
[4]NARA T-312 R-363 AOK 11 fr.0111
[5]NARA T-312 R-363 AOK 11 fr.0112
[6]NARA Т314 R 1668 XXXXII AK fr 043
[7]NARA T315 R1384 (КТВ 132 Inf.Div) fr 0635
[8]Воинов Г.М. Воспоминания. Архив ГМГООС . Фотокопия Архив автора.