Вот и прошел первый месяц новой жизни, к которой мы все никак не привыкнем, хотя понемногу уже начинаем: сжатые губы, хмурые лица и какая-то обреченная, усталая и злая покорность во взглядах топчущихся на автобусной остановке людей. Итоги месяца вкратце ниже.
1. С полок продуктовых магазинов исчез сахар. Я, как человек, работающий по 10-12 часов в день 5/2, уже не видела его в торговых точках, где регулярно бываю, целый месяц. Смех и грех - дома у меня осталось полпачки, хватит еще на пару месяцев, если не готовить выпечку, но малость тревожно - а дальше-то как? Говорят, сахар появляется то там, то здесь - выбрасывают по утрам килограммов по 30-50, и его тут же успешно сметают старушки, занимающие очередь у дверей магазина еще до открытия. Цены, говорят, тоже растут, и в каждом магазине свои цены и свои правила: от 60 до 100 руб. за кг, от 1 до 5 кг в одни руки. На лицах бабушек, успевших "урвать" драгоценный продукт - радость и умиротворение, а назавтра снова в бой - за сахаром, подсолнечным маслом, туалетной бумагой.
2. Да, она - туалетная бумага - тоже стала легендой в последние пару недель. Купить в нашем городе ее нереально. Вот сегодня утром на работе уборщицы с тоской делились горем - туалетной бумаги нет и не ожидается, что делать-то? Варианты от "бумаги многоразового пользования" до "в себе будут держать" позабавили, однако сама ситуация не внушает особого веселья.
3. Подорожали/исчезли из продажи многие необходимые продукты и товары. Не буду говорить - судя по всему, по всей стране та же картина. В Ашане отдел заморозки полностью завесили тканью - нет товара. Средний чек на продукты вырос в 2 раза.
4. Подорожал проезд на общественном транспорте. Самое пикантное, что при оплате наличкой проезд стоит на 2 рубля дороже, чем по карте, и при этом оплата через телефон уже не работает. Народ тихо ропщет, но покорно проглотил и эти нововведения.
5. Лекарства (в том числе жизненно необходимые) стремительно исчезают, а оставшиеся дорожают, кое-какие и в два раза. Глядя на чек округлившимися глазами, возмущенно думаю - где у них совесть? Похоже, давно атрофировалась за ненадобностью...
6. На работе усиленно склоняют к гражданскому самосознанию, взывают к патриотизму и важности выполняемых задач в масштабах страны и непростого времени, а потому "уходить с работы в 7 вечера - не комильфо", а также "на всех нас сейчас огромная ответственность" и "мы приняли решение, что в следующем месяце будем работать по субботам и воскресеньям". Не поняла - у нас уже введено военное положение? Или огромная ответственность руководства (при явной бестолковости лавины инструкций и смены курса 5-6 раз за день) просто не позволит рядовым исполнителям отдыхать? Слава богу, у нас будет моральная поддержка самого высокого руководства (материальной, правда, не обещают).
7. К предыдущему пункту. Снизили коэффициент премии в 2 раза (это здорово, потому что первый слух был, что снизят в 3). Видать, мало работали (забыли - уходить в 7 вечера "не комильфо")?
На фоне продолжающей накаляться обстановки и сыплющихся на голову сообщений о новых каверзах недружественных капиталистов (к коим, поразмыслив, можно отнести уже почти весь мир, да и наших заботливых чиновников и руководителей до кучи), хочется громко сказать самые простые русские слова, то и дело приходящие на ум.
Молчу, ибо есть работа, приносящая какой ни есть доход, родные, пребывающие в полной растерянности и так же тянущие лямку из последних сил, а вокруг - простые сограждане, живущие одной мыслью - дотянуть до весны, а там - огород как-нибудь прокормит...
Не жалуюсь, боже упаси. Только гадко читать в новостях, как сбежавшие в свои теплые гнездышки где-нибудь в Париже голосистые бывшие "патриоты" жалуются, что не могут (даже!!!) нанять себе домработницу и шофера, что так несправедливо арестовали их счета и отжали яхты... Не они ли вещали так недавно с больших экранов, как горячо они любят родину? Не они ли заполонили все эфирное время, уча нас жить и повторяя, что всего в жизни добились сами, что каждый сможет, нужно только выйти из зоны комфорта? Заработали миллиарды честным трудом? Так а куда же эти трудяги сбежали, чего им бояться, пусть бы трудились и дальше на благо так горячо любимой отчизны! Ан нет, там "трудиться" теперь сподручней, чем здесь. Может, и на домработницу заработают как-нибудь? Но боюсь, когда все успокоится, они снова вернутся, вылезут, как черви, из своих норок, и приедут сюда, уверяя, что просто уезжали по неотложным делам и всегда хотели вернуться. И неужели снова будут смотреть на нас с экранов их холеные, лоснящиеся физиономии?
Моя знакомая работает на частника и получает 20 тыс. в месяц на руки. Мужа нет, до пенсии далеко, пособий и субсидий от государства нет и не предвидится. Плачет: как жить дальше? Подорожало все, а вот сейчас что-то прихватило поджелудочную, мучают боли, да и зубы вылечить нужно бы... Смотрю на нее, сжимается сердце - хрупкая, осунувшаяся, усталая. Покупает курицу (хочется рыбу, но слишком дорого) и хлеб, улыбается - сахара нет, да и бог с ним, все равно нельзя, кофе тоже. Почти все потратила на врача и лекарства, надо как-то прожить еще неделю... Сколько таких сейчас, сколько?!
Стыдно говорить о пониженной премии, глядя на плачущих стариков в магазине у пустых полок и молчаливых работяг, живущих в страхе лишиться работы за минималку, на отчаявшихся одиночек, брошенных людьми и государством на произвол судьбы.
А кому-то не стыдно. Жемчуг мелкий, понимаешь...