Найти тему

И снова Джейн Кэмпион лучшая! Неоднозначное творчество режиссёра: смотрим фильм "Пианино" и сериал "Вершина озера"

В воскресенье 27 марта состоялся "Оскар 2022" и в этот раз, как и в прошлый, он обернулся женским триумфом. Новый рекорд премии - два года подряд звание лучшего режиссера достаётся женщинам (и всего тертий раз за всю историю премии женщинам, вообще).

Джейн Кэмпион удостоена "Оскара" за фильм "Власть пса" с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Кэмпион - не только кинорежиссер, но и сценаристка и писательница. Я давно интересовалась творчеством этой незаурядной женщины. Еще с тех пор, как в юности, не особо понимая смысл, но уже чувствуя её особый стиль, посмотрела фильм "Пианино" - тогда еще на VHS-кассете. Помню, как родители заставляли на некоторых моментах закрывать глаза.

Немного о наградах Джейн Кэмпион

В 1994 году она уже была номинирована на «Оскар» как лучший режиссер за «Пианино» (заявлен был фильм в 8 категориях, выиграв в трех из них — лучший сценарий, лучшая актриса, лучшая актриса второго плана), но проиграла Стивену Спилбергу с его «Списком Шиндлера». Но в том же году фильм получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», сделав Кэмпион первой женщиной-режиссером, удостоившейся этой награды.

Уже третий ее короткометражный фильм, «Кожура», вышедший в 1982 году, когда ей не было и 30 лет, завоевал ту же «Золотую пальмовую ветвь», только в секции короткого метра. А последовавшие за ним «Бесстрастные моменты» (1983) и «Своя девичья история» (1984) были показаны в программе «Особый взгляд».

Драма "Власть пса" получила в этом году получила и главную премию BAFTA (и отметилась на других престижных премиях).

В 2013 году Джейн Кэмпион стала председателем жюри программы студенческих картин «Синефондасьон» («Cinefondation») и программы короткометражных картин 66-го Каннского кинофестиваля; на следующий год она возглавила жюри основного конкурса в Каннах. Когда канадский режиссер Ксавье Долан получил приз жюри Каннского кинофестиваля 2014 года за фильм «Мамочка, то в своей победной речи признался, что фильм «Пианино» оказал большое влияние на его становление как режиссёра; именно «Пианино» заставило его создавать сильные, волевые и глубокие женские персонажи и никогда не представлять женщин жертвами. После этих слов Кэмпион поднялась со своего места и подошла к Долану, чтобы обнять его.

Немного о жизни Джейн Кэмпион

Кэмпион происходит из театральной семьи из Новой Зеландии. Родители часто были на гастролях, а Джейн и ее сестра Анна, с которой они впоследствии вместе напишут сценарий к фильму «Темная сторона страсти» (2003) , оставались с нянями. Поэтому сестры часто фантазировали и погружались в выдуманные миры. После окончания школы Кэмпион училась на антрополога, а затем живописи (её любимые художники - Фрида Кало и Йозеф Бойс), пока не нашла себя в кино. Именно это искусство даёт возможность полностью раскрыться художнику, по мнению Джейн. На данный момент ей 67 лет и выглядит она прекрасно.

-2

Особенности стиля Джейн Кэмпион

В основном, в центре внимания творчества Кэмпион девочки, девушки, женщины и они почти всегда особенные, чем-то выделяющиеся на фоне остальных.

Про "Власть пса" мы сегодня говорить не будем, к тому же здесь режиссер переключилась на мужчин. Интересно, что это единственный полнометражный фильм Кэмпион за последние 12 лет.

Очень трудно описать словами стиль режиссера, но его можно ощутить. Она умеет воздействовать на душу зрителя , создавать настроение и еле уловимые нюансы. Кэмпион играет полутонами, недосказанностью, иногда ты просто не понимаешь, что происходит на экране, но оторваться от просмотра не можешь. Рациональный подход здесь не работает.

Часто её работы называют феминистскими, но там нет каких-то четких призывов и её женщины тоньше, глубже, сложнее и объёмнее, чем мы привыкли видеть в кино такого толка. Её работы часто наполнены скрытым или явным эротизмом, от которого просто мурашки по коже. А еще критики отмечают, что она любит добавлять своим героиням автобиографичные черты и детали.

Сью Джилетт в своей статье «Больше, чем доступно глазу: влияние аффекта в фильме "Душечка" Джейн Кэмпион» для "Senses of cinema" очень точно подмечает: "Воздействуя на аудиторию с помощью "недосказанного" и "недоувиденного", Кэмпион способна катализировать чувства и эмоции зрителей".

С чего я рекомендую начать знакомство с творчеством Кэмпион? Конечно же, с картины "Пианино", которая до нового её фильма считалась вершиной творчества режиссера. Я не так давно пересмотрела "Пианино" и была в восторге. Фильм снят в 1993 году, но со временем он не теряет своего очарования. Многие сцены из этой ленты потрясают своей красотой и западают в душу навсегда.

-3
-4
-5

Середина 19 века и главная героиня Ада со своей дочерью прибывает в Новую Зеландию к будущему мужу, которого она ни разу не видела. Его играет Сэм Нилл. Вещей у нее с собой немного, но главная ценность - пианино. Ведь Ада, как принято у Кэмпион, особенная женщина - она не говорит с детства и общается посредством языка жестов и... музыки. Но пианино так и остается на берегу, будущий муж-предприниматель не видит смысла тратить силы и время на его доставку.

-6
-7

Пианино переносит к себе в дом проводник Джордж Бейнс (Харви Кейтель) с условием, что Ада будет давать ему уроки. За каждое занятие одна клавиша возвращается к Аде, таким образом она сможет "выкупить" свой инструмент обратно. Но потом у Бейнса появляются новые требования...

-8
-9

История одновременно трагичная и прекрасная, чувственная и размеренная, наполненная волнующими эротическими моментами и недосказанностью. Такое сочетание несочетаемого - особенность творческого стиля Кэмпион. Главный секрет в том, как всё это уживается в её кинофильмах и смотрится так гармонично и прекрасно.

-10

Интересно:

  • Исполнительница главной роли Холли Хантер играет на фортепиано с девяти лет. Большую часть фортепианных пьес в фильме сыграла она сама.
  • За роль Ады актриса была 15 раз номинирована на разные кинопремии и 14 из них получила.
-11

Кэмпион и Хантер удалось создать образ "безмолвной" женщины, которая может заставить всех себя "услышать". Очень метафорично. Она может бороться за своё счастье, несмотря на то бесправное положение, в котором женщины находились в 19 веке. Сильная, красивая, чувственная и гордая - один из самых якрих женских образов в кинематографе.

-12

Итак, я рекомендую этот фильм посмотреть в одиночестве и тогда вы сможете почувствовать атмосферу и насладиться художественным видением Джейн Кэмпион.

-13

Еще одно творение Джейн Кэмпион - сериал, который в нашей стране не сыскал особой популярности, несмотря на участие известных актрис и хорошие отзывы критиков. Но, сразу хочу оговориться, что "Вершина озера" - шоу не для всех. Мне пришлось пересилить себя, чтобы посмотреть первую серию, а дальше... я проглотила оба сезона за пару дней.

-14

Изначально проект планировался, как мини-сериал, но после успеха первого, создатели решили снять и второй сезон. Над сценарием Джейн Кэмпион работала совместно с Джерардом Ли.

Элизабет Мосс (главная звезда "Рассказа служанки") играет детектива Робин Гриффин из Сиднея, специализирующаяся на расследовании случаев сексуального насилия. Она возвращается в свой родной город Лейктоп в Новой Зеландии, чтобы навестить больную мать. В это время там исчезает 12-летняя беременная девочка Туи Митчем (дочь местного наркобарона, к тому же). Расследование этого дела заставляет Робин вспомнить то, что происходило с ней в подростковые годы.

-15

Семь серий первого сезона посвящены детским травмам и взаимоотношениям отцов и детей, а действие происходит на фоне потрясающих пейзажей Новой Зеландии под красивейший саундтрек, берущий за душу.

-16
-17
-18

Сериал населён колоритными, странными, часто несуразными женщинами и мужчинами, воплощающими в себе насилие, абьюз, угнетение слабых, похоть и жажду наживы. Персонажи смотрятся немного гипертрофировано и карикатурно. И сначала это даже может оттолкнуть, но не стоит обвинять Кэмпион в мужененавистничестве. Горькая ирония чувствуется и по отношению к женщинам тоже. Например, то , как она показывает женскую общину во главе с Холли Хантер в первом сезоне или героиню Николь Кидман во втором... тут явно чувствуется сарказм.

Холли Хантер в первом сезоне сериала
Холли Хантер в первом сезоне сериала
Николь Кидман присоединилась к актёрскому составу во втором сезоне
Николь Кидман присоединилась к актёрскому составу во втором сезоне
-21
-22
-23

Премьера второго сезона «Вершины озера» (с подзаголовком «Китайская девушка») состоялась спустя четыре года после первого на Канском кинофестивале.

-24

В новом сезоне детективу Робин Гриффин придется раскрыть загадочную смерть азиатской девушки, которую вынесло на берег в чемодане. И главная тема этого сезона - материнство. Напарницей Робин Гриффин становится двухметровый констебль по имени Миранда (Гвендолин Кристи) - неуклюжая, испытывающая терпение и без того эмоционально неустойчивой, Робин.

-25
-26

Кроме того, детектив решает разыскать свою 17-летнюю дочь, которую отдала сразу после родов. Кстати, её играет Элис Энглерт - дочь самой Джейн Кэмпион. Та ходит в школу, крутит роман с живущим в борделе сорокалетним немцем по прозвищу Кот а в свободное время мучает и без того несчастных приемных родителей (Юэн Лесли и Николь Кидман).

-27
-28

Если вы ожидаете от сериала крепкого детектива, то разочарование неизбежно (это скорее, постмодернистский жанр анти-детектива). История не распутывается, как обычно, а всё больше и больше усложняется, становится эмоциональнее и сложнее. Да, местами все происходящее больно смотреть, краски нарочно сгущены, но оторваться сложно.

-29

Кэмпион пытается исследовать место и положение женщины в современно мире, женщину-мать и женщину-дочь. Чувства, мысли, предубеждения, роли в обществе, борьба полов, секс (часто именно как насилие) - всё, что касается самоопределения женщины.

-30
-31
-32

Иногда сюжетные ходы кажутся, мягко говоря, надуманными. Но невозможно остаться равнодушным к героям. Вы почти физически ощутите всю эту боль, которая не даёт людям нормально жить и любить. А главное, в некоторых героях вы узнаете и себя и своих знакомых и от этого становится немного жутко. В нашей жизни и так достаточно боли и страданий, скажете вы. Да, этот сериал не для отдыха в конце рабочей недели.

-33

Наверное, в чем-то этот сезон уступает предыдущему — как минимум у него не такие сногсшибательные декорации. Но сериал по-прежнему полон той хрупкой, неправильной, странной энергетики, которая приковывает к экрану вопреки, в сущности, всему тому, что на нем происходит. Там, где более глупые и дисциплинированные режиссеры извлекли бы лишь важный месседж о тяжелой женской доле, Кэмпион обнаруживает и противоречия, и юмор, и сентиментальность, порой и саспенс (абсурдная, но какая эффектная сцена на Бондай-бич). Мы видим общество, которое уже не способно самостоятельно воспроизводиться, женщин и мужчин, взаимно и системно разочарованных друг в друге, и Кэмпион, сидя у разбитого зеркала, зачарованно перебирает осколки, где иногда вдруг блеснет человеческий контакт: родительская любовь, секс, солидарность.
Станислав Зельвенский для "АФИША DAILY"

Приятного просмотра! Буду рада, если благодаря этой статье вы откроете для себя творчество удивительной и талантливой Джейн Кэмпион.

#оскар 2022 #Джейн Кэмпион #пианино #необычный сериал #что посмотреть