Если вы уже прочитали все, что могли, то самое время переходить к детективам. Фактически все, что угодно может быть поджанром детектива, достаточно про сто добавить к слову нужную часть. И тут же получается: иронический детектив, исторический детектив, политический детектив и многие-многие другие. Но существуют отдельные поджанры, которые имеют наибольший интерес.
"Черный роман". Свое название этот поджанр получил от популярного журнала "Черная маска", который появился в двадцатых годах прошлого века в США благодаря журналисту Генри Лукасу Менкену и театральному критику Джорджу Жану Натану. Этот журнал с течением времени стал ведущим изданием приключенческой и детективной прозы, и именно в него включались первые публикации совершенно нового направления в детективной прозе.
Через два года после появления (в 1922-м) в журнале была опубликована повесть Кэролла Джона Дейли «Поддельные гребни от Бертона» с главным героем сыщиком Рэйсом Уильямсом. Именно после этого постепенно начала складываться новая школа детектива - «крутой детектив», который можно встретить так же под названием "круто сваренный детектив".
Этимология последнего названия интересна и восходит ко времени Первой мировой войны, когда американские офицеры, как и многие другие, носили твердые воротнички на мундирах, которые необходимо было периодически накрахмаливать. Воротнички крахмалились в крутом кипятке до состояния "крутого яйца". Эта фраза помогала ориентироваться офицерам и денщикам в процедуре накрахмаливания. В дальнейшем этот термин стал употребляться в другом значении: «жестокий», «бесчувственный», «злобный», «циничный». Именно эта фраза использовалась рядовыми солдатами, чтобы охарактеризовать самых строгих и свирепых офицеров. В литературе этот термин одним из первых стал использовать Скотт Фицджеральд в «Великом Гетсби».
«Крутой детектив» совсем не похож на классику жанра. В нем наиболее значимы физическая сила главного героя, оружие, а не интеллект и логика. Главным героем обычно является частный детектив, смелый, хитрый, с богатым жизненным опытом, прекрасным знанием преступного мира, правил улицы. Чаще всего этот самый частный детектив и полиция находятся по разные стороны баррикад, герою приходится идти на нарушение закона, принимать внезапные, непредсказуемые решения.
Жанра «крутого детектива» часто связывают с творчеством Сэмюэля Дешила Хэммета. Ему было достаточно просто написать правдоподобный текст, так как до писательской карьеры он работал в детективном агентстве Пинкертона, позднее занимался журналистской работой, писал критические статьи, посвященные классическому детективу. Его первый писательский опыт - цикл рассказов о безымянном оперативнике из детективного агентства «Континенталь». Именно в произведениях Хэммета появился еще один новый тип героя: грубоватый циник, рискующий своей жизнью ради раскрытия дела, но очень любящий то, чем занимается. Повествование ведется от первого лица, окрашено грубоватым юмором, самоиронией.
В Англии «крутые» детективы и боевики характерны для творчества писателя Джеймса Хедли Чейза. Формула Чейза, которой он следовал в своих романах, сформулирована лаконично, всего в четырех словах: быстрота, насилие, женщины, Америка. В романах писателя нередко наблюдается нарушение классической схемы: изображение преступления в начале романа, преступник становится главным героем, который известен с первых станиц, таким образом, происходит смещение акцента с раскрытия преступления на поимку преступника ( А еще он часто, кхм, лямзил обширные цитаты из романов своих коллег, за что и был бит и наказан, ага).
Во Франции начало расцвета "черного романа" связывают с именем Марсель Дюамель, переводчика и сценариста.
Он писал:
Пусть неподготовленный читатель будет осторожен: книги «Черной серии» для некоторых отнюдь не безопасны. Любители загадок Шерлок Холмс не могут рассчитывать на их частое появление. Не будет в них места и оптимизму. Безнравственность, в общем допускавшаяся раньше лишь для того, чтобы контрастировать с общепринятой моралью, здесь пользуется такими же правами, как добрые чувства или обычные недостатки. <...> В них будут встречаться полицейские, развращенные коррупцией больше, чем преступники. Симпатичный сыщик не всегда сможет раскрыть тайну. Иногда и самой тайны тоже не будет. А иной раз и сыщика. Что же тогда?.. Тогда останутся действие, тревога, насилие во всех своих видах, и особенно в наиболее позорных - истязаниях и зверских убийствах. Как в хороших фильмах, душевные состояния будут проявляться лишь в поступках, и читателям, жадным до литературных интроспекций, придется обратиться к духовной гимнастике противоположного направления. Здесь будет также любовь - по преимуществу животная - необузданные страсти, беспощадная ненависть, т. е. все те чувства, которые в полицейском обществе могут найти себе проявление лишь в порядке исключения, но которые здесь будут расхожей монетой и, выраженные не всегда академическим языком, будут тем не менее полны юмора, черного или розового - все равно
Первая коллекция детективов во Франции закономерно состояла из переводов романов американских писателей. Позже появились и французские романы авторства Лео Мале, Альбер Симонен, Огюст Ле Бретон и др.
Авторы «черной серии» работают в жанре «крутого» детектива и французский «черный роман» нередко рассматривают как его разновидность. Но все-таки французский «черный роман», или нуар, имеет свои особенности и отличается от американского «крутого детектива». Сам термин «нуар» впервые появился по отношению к фильмам, стилистически близким к «черной серии», кроме этого, между литературой нуар существует тесная связь с кино, многие литературные произведения становились основой киносценария, а сами писатели нередко работали в киноиндустрии.
Во французском нуаре совершенно иной главный герой. Это одиночка с маргинальными наклонностями. При это автор подчеркнуто окружает его мрачной атмосферой города, сдабривает все это эротикой, показной жестокостью преступников и полицейских. И, да, благополучного финала здесь тоже ждать не приходится.
Наряду с термином нуар во французской литературе для обозначения детективного произведения употребляется также термин «полар». Там он имеет обобщающее значение и обозначает детективную литературу как таковую. Отличие полара от классического детектива и нуара заключается в том, что главный герой полара - полицейский, который работает не в одиночку, он рисуется как часть команды, действующей системы государства.
Пора подвести итоги.
«Крутой детектив» и «черный роман» тождественны на момент своего появления, но расходятся в дальнейшем своем развитии. «Черный роман» отличается мрачной атмосферой, которая может отсутствовать в «крутом детективе», сосредоточенном на активном главном герое, противостоящем жесткой действительности с помощью силы. В дальнейшем своем развитии «черный роман» приходит к нуару. Нуар отличается образом главного героя, который ведет расследование. Это маргинальный тип, который сам может оказаться не только в роли следователя, жертвы, но и преступника. Обычно повествование ведется от лица главного героя или нескольких персонажей, выступающих в роли рассказчиков и представляющих свое видение событий. Для нуара характерно отсутствие благополучного финала. И полар - полицейский роман, который отличается от нуара главным героем - полицейским, который представляет государственную систему и является частью команды, а от традиционного французского полицейского романа большей реалистичностью и жесткостью.