Найти тему
идет загрузка...

СКОЛКОВО: "сдаться нельзя продолжать"

Оглавление

Любая преуспевающая экономика мира, как правило, имеет активно функционирующую инновационную сферу и придерживается эффективной политики в вопросах развития инновационной деятельности. Для экономического развития страны в целом необходима государственная поддержка в вопросах инноваций, так как частные инвестиции идут в данную сферу нехотя ввиду высокой степени риска, а сами предприятия зачастую не имеют денежных, человеческих и других ресурсов на создание и внедрение инноваций. По этой причине государство должно брать на себя эту ношу и создавать механизмы государственной поддержки, которые в необходимых объемах будут оказывать помощь инновационным проектам.

Для более четкого понимания роли инноваций в экономическом развитии стран можно рассмотреть таблицу 1, в которой представлены данные Глобального инновационного индекса и показатели экономического развития: индекс человеческих ресурсов и ВВП на душу населения.

-2

В таблице видно, что страны, занимающие высокие позиции в ГИИ, имеют высокий рейтинг в индексе человеческого развития и в показателе ВВП на душу населения. Таким образом, можно утверждать, что связь между степенью развития инновационной деятельности в стране и ее экономическим развитием существует.

Теперь хотелось бы разобраться, почему Россия занимает такой невысокий уровень (47), хотя и имеет большой потенциал (Таблица 2). Из таблицы видно, что за шесть лет (2015-2020) изменений в инновационном развитии России практически не наблюдается.

-3

Инновационная деятельность в России, являясь сферой активного государственного участия, требовала как сознания эффективных программ по разработке, коммерциализации инноваций и их финансирования, так и дальнейшего контроля за их деятельностью. На данном этапе в России базу реализации инновационной политики представляют ИЦ «Сколково» и «Роснано». Обе организации были созданы по инициативе государства и являются механизмами поддержки инновационной деятельности. Отчасти, результаты инновационного развития России за последние 10 лет складываются из эффективности работы этих двух механизмов. Для того, чтобы определить причины безуспешных попыток государства выйти на уровень стран-лидеров инновационной деятельности, остановимся на работе ИЦ «Сколково».

"Сколково" – инновационный комплекс, расположенный за МКАДом. В 2010-2011 гг. его описывали как "Российскую кремниевую долину", и таких результатов ожидали достигнуть буквально за 10 лет. "Сколково" – это строящийся "с нуля" наукоград для разработки и коммерциализации новых технологий. В 2010 году был разработан и введен в реализацию проект. "Сколково" со стороны государства имеет:

1. Таможенные и налоговые льготы.
2. Упрощенные нормы технического регулирования и градостроительные процедуры.
3. Облегченное взаимодействие со структурами власти.

За десять лет своей истории инновационный центр оказал поддержку многим стартапам, причем, очень важным для российского общества, в том числе в социальном отношении. Лучшими стартапами в «Сколково» явялются: Med VR, Biosmart, «Ф2 Инновации», «Коалесцент», 3D, Smile, Vist Robotics, TRY.FIT, «Моторика», «Самокат Шеринг». Данные проекты социально-значимы, но зачастую в ходе их реализации используется не весь их потенциал.

Бюджетные ассигнования на развитие "Сколково" до 2020 г. составили, согласно проекту, 125.2 млрд р. В 2016 году хотели закрыть проект, как неудачный, но после долгих обсуждений его продлили до 2024 года и общее финансирование проекта уже составило 177 млрд руб.

Так, по проверке Счетной палаты в 2016 году финансирование на 94% состояло из бюджетных средств (из запланированных 50%). Следовательно, привлечение частных инвестиций наладить не удалось. Такие обстоятельства снизили эффективность данного инструмента стимулирования инновационной деятельности как минимум на 6 лет.

Остановимся на основных проблемах в ИЦ «Сколково»

1 ПРОБЛЕМА. Скандалы, связанные с хищениями бюджетных средств.

Особый резонанс вызвал скандал 2013 года, когда Следственный комитет заявил, что вице-президент фонда Алексей Бельтюков растратил 750 тысяч долларов США из денежного фонда проекта, передав их либеральному активисту Илье Пономарёву. Хищение оформили в виде оплаты серии лекций, которые Пономарёв должен был прочитать в ряде городов России, но этого не сделал. Было возбуждено уголовное дело.

2 ПРОБЛЕМА. Нецелевое распределение средств.

Персонал оказался перед исследованиями в приоритете. «В структуре расходов Фонда в 2013–2016 годах расходы на оплату труда составили более 8,9 млрд руб., что составляет 13,7% от общей суммы расходов, произведенных за счет субсидии из федерального бюджета», — сообщает Счетная палата.

На исследовательскую деятельность за это же время денег потрачено в два раза меньше. При том, что «Сколково» создавалось именно для того, чтобы поддерживать исследования и превращать их в коммерческие проекты, а не с целью щедро оплачивать обслуживающий исследователей персонал.

Уровень среднемесячной зарплаты сотрудников Фонда и его дочерних обществ в 2013–2016 годах значительно превышал среднемесячные значения этого показателя по Москве и Российской Федерации в целом.

В 2015 году среднемесячная зарплата в Фонде составляла 468,4 тыс. руб., что в 13,8 раза превышало аналогичный показатель в целом по экономике Российской Федерации (33,98 тыс. руб.) и в 5,3 раза среднемесячную зарплату по Москве (88,62 тыс. руб. в декабре 2015 года).

Так же в «Сколково» работают иностранные граждане. Общая сумма компенсационных выплат иностранным работникам в проверяемом периоде (до 2016 года ) составила 21 млн 382 тыс. 900 руб. по проверке Счетной палаты.

Отличились и таможенные расходы. Так, стоимость услуги по оформлению 1 декларации за счет средств федерального бюджета с учетом иных выполняемых функций составляет 272,8 тыс. руб. На самом же деле услуга по оформлению и сопровождению одной таможенной декларации стоит от 15 до 50 тысяч рублей.

3 ПРОБЛЕМА. Прибыль от участия в проекте «Сколково» уходит в офшоры.

11 из 36 компаний — участников проекта, получивших по итогам 2014 года наибольший объем выручки от результатов исследовательской деятельности (более 100 млн рублей), принадлежат иностранным юридическим лицам. Например, стопроцентными владельцами ООО «Параллелз Рисерч», ООО «Рок Флоу Динамикс», ООО «Е инжиниринг», ООО «Воркл» являются иностранные юридические лица, зарегистрированные на Кипре, а ООО «Лингуалео» и ООО «Акуматика» — иностранные юридические лица, зарегистрированные на Британских Виргинских островах.

4 ПРОБЛЕМА. «Сколково» постепенно приобретает статус не инновационного центра, а организации, помогающей в поиске инвестиций и освобождающей от налогов.

Среди тех участников проекта, что получили самую большую выручку (более 100 млн рублей), Счетная палата обнаружила шесть компаний, у которых научно-исследовательская деятельность отсутствует в составе заявленных видов деятельности.

Кроме того, нашлись компании, выручка которых учтена в ИЦ «Сколково» как полученная от исследовательской деятельности, хотя на самом деле она получена вовсе не от нее.

Все вышеперечисленные проблемы были выявлены в 2016 году при масштабной аудиторской проверке по инициативе Счетной палаты. Но здесь возникает вопрос, почему при таком количестве нарушений и подозрительных мероприятий не проводят доскональные проверки ежегодно?

Именно проблемы, связанные с распределением финансов, отпугивают частные инвестиции от инноваций. И функционирование научного центра предполагает создание базы из государственных средств, на которых должны в дальнейшем создаваться новшества на основе финансирования извне.

Также проблемой можно назвать некоторые случаи, связанные с неоднозначными, отчасти пропагандистскими и противоречащими миссии «Сколково» мероприятиями, по релокациеи (перемещению) инновационных проектов в Европу. Так, 21 октября 2020 года состоялась конференция, в ходе которой участников IT-кластера призывали реализовывать свои идеи за пределами России. Получается, что вместо благоприятной среды для интеллектуального потенциала создаётся плацдарм для «утечки мозгов».

Безусловно, в 2020 году из-за пандемии пострадал и научный центр, отказав в финансировании инновационных проектов из бюджетных средств. Учитывая, что несколько лет назад финансирование было почти на 100% основано на государственных средствах, то в условиях Короновируса инновационных проектов было реализовано крайне мало. Такие ограничения были установлены до января 2021 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновационный центр «Сколково» необходим, он действительно оказывает помощь в развитии инновационных проектов и наукоемких исследований, в их реализации, создает фундамент развития экономики в целом, но он требует изменений. В первую очередь заметна нехватка контроля со стороны государства за достаточно большими финансами. Если бы аудиторская проверка 2016 года была проведена на год-два раньше, и проблемы были бы видны и пресечены еще на начальной стадии, то частные инвесторы с большей вероятностью бы вкладывались в исследовательскую деятельность.

Также формируя «предложение» в сфере инноваций, в том же «Сколково», «Роснано» и т.д., государство должно задумываться и о «спросе» на них. По этой причине инновации заходят в тупик развития. Сегодня 72% российских компаний не планируют обновлять свою продукцию, ведь ее и так покупают. На текущий момент более 80% предприятий промышленности не признают инновации в качестве легитимной стратегии для достижения коммерческого успеха, что тоже является проблемой. Нужно создать стимул предпринимателям для модернизации и внедрения новых технологий в производство. Популяризация инноваций, программы по приобретению льготных кредитов на внедрение новых технологий, налоговые послабления и прочие инструменты государственной поддержки должны работать как в сторону создания инноваций, так и в сторону их практической реализации.