Найти тему
Дмитрий Топко

Истоки формирования русского военного искусства

Так уж исторически сложилось, что славянские народы редко могли насладиться мирными годами своей жизни. Внешние враги и внутренние распри уносили жизни многих тысяч славян. Сама жизнь, нелегкая и опасная, требовала от них обеспечения собственной безопасности иначе жестокий дарвиновский принцип «естественного отбора» угрожал либо небытием, либо рабским подчинением и медленным угасанием.

С самого раннего этапа своего развития славянские племена вынуждены были учиться защищаться и, надо сказать, делали это весьма успешно. Иногда, когда требовала ситуация, они могли откупиться, иногда брались за мечи и тогда никто не знал пощады в кровавом бою.

Исходя из образа жизни, развития хозяйства, природных условий проживания каждое славянское племя имело свой боевой опыт, умения и навыки. Кроме того, они впитывали как губка богатый боевой опыт своих противников и временных союзников. А такого опыта было хоть отбавляй. Киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, авары, хазары, норманны, византийцы – вот далеко не полный перечень народов, каждый из которых передал частицу своего военного искусства нарождающейся славянской силе.

Целая армия историков до сих пор ломает копья в споре о том, кто же оказал решающее влияние на славянские племена и дал им европейскую государственность. Приводятся многочисленные факты, на основании которых «изобретаются» все новые и новые доводы и контрдоводы. Но ведь не зря же говорил классик: «Умом Россию не понять….». Не может уложиться в «прокрустово ложе» такой разный и вместе с тем единый славянский народ.

Воевать ( и воевать успешно ) славяне научились задолго до прихода на их землю норманнских конунгов. Вспомнить хотя бы предание из «Повести временных лет», когда дань хазарам поляне платили мечами. Заметим, что эти мечи были гораздо лучше хазарских. Да и длительные походы в дальние страны славяне осуществляли задолго до создания знаменитого пути «из варяг в греки». Клады с монетами византийского императора Анастасия I ( 491-518 гг. ), найденные в самых ранних культурных слоях Киева на замковой горе Киселевка у ручья Киянки, свидетельствуют об успешных походах славян к югу от Дуная.

Некоторые славянские племена настолько существенно отличались своей боевой выучкой, что сам император Византии искал дружбы с ними и призывал их в свои союзники. Так, армянская хроника Зенона Глюка, датируемая VIII веком, свидетельствует нам о сражениях против персов славянского племени антов[1] в Закавказье. Отметим при этом, что анты сражались на стороне Византии во время ирано-византийских войн 555-556 гг.

О воинственности антов писал и готский историк Иордан, который описывал сражения готов с антами в IV веке.

А вот что писал о славянах и антах, в частности, греческий автор Прокопий Кесарийский: «…Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают….». Чем не пример знаменитой скифской или германской военной доблести.

Сирийский «Смешанный хроникон» отмечает, что в 632 году: «…напали славяне на Крит и другие острова и там были захвачены блаженные из Кеннешрэ, из которых было убито около двадцати мужей…».

Хотелось бы обратить внимание на приведенную выше цитату из сирийской хроники. Славяне на Крите в VII веке!! Без наличия хороших мореходных навыков и кораблей это было просто невозможно. Норманны на своих драккарах могли бы осуществить такой поход, но речь то идет о славянах! К тому же, если верить летописцу, норманны пришли в славянские земли только в начале VIII века. Видимо не зря многие арабские и византийские авторы периода VII-VIII вв. называют Черное море Русским морем[2].

Да, славяне не всегда только защищались, но и совершали разорительные набеги, однако сам славянский менталитет делал своим приоритетом не военную доблесть, а мирный труд. Недаром былинный герой Микула Селянинович стоит в славянском эпосе на целую голову выше могучего богатыря Святогора или самовлюбленного князя Вольги Всеславича. Да и легендарные богатыри Илья Муромец или Добрыня Никитич тоже, что называется, были « от сохи».

Еще в XIX веке немец по национальности и русский по духу Егор Классен[3], исследуя происхождение древнеславянских имен «Буди-мир», «Драго-мир», «Добро-влад», «Радо-мысл», «Влади-мир», «Власти-мир», отмечал удивительное стремление славян к гостеприимству, миролюбию и высоким душевным качествам.

Выше уже упоминалось о своеобразии опыта ведения военных действий у разных славянских племен. Ну не могли дреговичи, проживавшие в лесной и болотистой местности, применять такие же тактические приемы, что и поляне, жившие на просторных территориях Поднепровья. Да и вооружение у славян было отнюдь не одинаковым, что совершенно естественно и объективно. Вместе с тем, избирательность в выборе тактических приемов, применение нестандартных решений во время ведения военных действий свидетельствовали о формировании гибкого нестандартного мышления и развитии особого генотипа славянского народа. Недаром многие враги сетовали на то, что славяне ведут «неправильную войну».

В своем развитии на ранних этапах славяне не только не отставали, но и значительно опережали многие про-европейские народы. Так, римский историк Тацит еще в 60 году н.э. писал, что германцы еще не строили городов, а славяне уже создавали укрепленные города для обороны от неприятелей.

Викинги называли земли славян «Гарды» или «Гардар», позже «Гардарика». Со скандинавского слово «гард» означает «укрепленное поселение». И нужно заметить, что северные славянские укрепленные города Любша, Ямбург, Изборск по своему расположению и использованию природных особенностей местности значительно отличаются от построенной норманнами Старой Ладоги.

К сожалению, в одной небольшой статье невозможно было рассмотреть подробно множество вопросов, которые возникали у автора при ее подготовке. Кого же все-таки называли «русами», где были их земли, почему у них были «сулеймановы» и франкские мечи, настолько ценные, что при осаде закавказского города Бердаа мусульмане раскапывали захоронения воинов-русов и забирали их мечи себе. Какие суда использовали славяне в своих походах? Признаться, очень трудно себе представить, что славяне использовали для этого лодки-однодеревки. В каком качестве присутствовали норманны на Руси? Позволял ли уровень развития кузнечного дела у славян обеспечить их качественным вооружением? Была ли распространена в археологических слоях славянских захоронений VII-VIII вв. конская упряжь настолько, чтобы можно было говорить о значительных конных отрядах в составе славянского войска? Исследования этих и многих других вопросов хочется думать еще впереди.

И в заключении хотелось бы отметить уже ставшую банальной простую истину – первый известный нам крупнейший военный успех пришел к славянам только после объединения сил многих славянских племен в составе войска Олега в 911 году под стенами Константинополя. Этот опыт воочию показал, что сила славянского мира в его единении!

[1] Анты – племенное объединение славянских родов, заселивших междуречье Днестра и Днепра. Свое название они получили от аланов и тюрок, «анты» - «союзники» - см. Петрухин В. Древняя Русь IX-1263 г.

[2] Не будем сейчас придираться к термину «Русское», так как это может послужить предметом отдельного исследования.

[3] Классен Е. Древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова. Выпуски 1-3. 1854-1861. Изд-е третье. – М.:Белые альвы, 2008.

<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-536870145 1073786111 1 0 415 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:UK; mso-fareast-language:EN-US;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

Литература, использованная в статье:

Гудзь-Марков Алексей Викторович. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. - М.: Вече, 2005. – 480 с. – ( Тайны Земли Русской ).

Звягин Юрий Юрьевич. Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. -М: Вече, 2009. – 239 с.

Классен Егор. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славянов-Руссов до рюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова. Изд-е 3-е. – М.: Белые альвы, 2008. – 313 с.

Пчелов Евгений Владимирович. Рюриковичи. Тысяча лет одного рода. / Серия «Архив» – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 563 c.

Петрухин Владимир Яковлевич. Древняя Русь IX-1263 г. / Cogito ergo sum: «Университетская библиотека» - М.: АСТ:Астрель, 2005. – 190 с.

Рыбаков Борис Александрович. Начальные века русской истории. / Мир истории. - М.: Молодая гвардия,2004. – 351 с.

Широкорад Александр Борисович. Дипломатия и войны русских князей. От Рюрика до Ивана Грозного. / Военные тайны России. - М.: Вече, 2006. – 352 с.