Сегодня в России ложь достигла таких маштабов, что уже сопоставима с уровнем "Страны лжецов" в бессмертной сказке Джанни Родари.
Совсем недавно я писал о методичке короля Джакомона, прочесть можно здесь.
Реальность воспринимается нами как образ, закрепленный в слове. Не просто - совокупность ощущений, а "стол, стул, дом". А если стул мы назовем "стульчаком", а дом сараем, то это будет уже другая реальность.
Отсюда суть методички - переформатирование самой реальности посредством радикальной й реформы словаря.
Ложь - это не только утверждения, не соответствующие реальности. Ложь сегодня - это создание новой, фальшивой реальности из фальшивых слов.
Такая подмена родилась не сегодня. .
Простейший пример. С кем мы воевали в Финскую войну ? С Финляндией, с финнами. А как их тогда называли ? Их называли "белофиннами".
Еще хорошо помнил наш народ Гражданскую и Белую армию и образ этой армии как к армии "золотопогонников" прочно сидел в сознании. Не просто финны, а "белофинны", такая подмена хорошо мотивировала Красную армию и оправдывала войну в глазах большинства.
Слова прочно связаны с восприятием реальности и в конечном счете с мышлением. И, меняя слова и словосочетания, мы меняем сам образ той реальности, в которой живем.
Здесь можно действовать в двух направлениях:
1. Образ возникающий при употреблении слова изменить с негативного на позитивный или нейтральный.
- Возьмем западное движение за "политкорретность", которое руководствуется самыми благими намерениями.
- Заменить слово "проститутка" на "женщина с пониженной социальной ответственностью", слово "сумасшедший" на "человек с особым взглядом на мир", инвалид - на "человек с ограниченными возможностями", смысловой сдвиг, казалось бы небольшой, зато негативная эмоциональная оценка существенно нивелируется.
- Да и само слово "политкорректность", на мой взгляд лукавое, поскольку под "корректностью" понимается здесь не соблюдение правил вежливости при ведении политических дискуссий, а нечто иное.
В нашей Российской пропаганде методы конструирования "политкорректного языка" используются очень активно.
- Если назвать войну войной, то в сознании всплывают окопы, грязь, смерть.
- А "принуждение к миру" звучит вроде бы не так страшно; где то неподалеку - "борьба за мир", "миру - мир".
- Точно такое же явление использование понятия на "специальная военная операция", хотя слово "военная" портит всю музыку. А если выкинуть это явно лишнее слово и сказать "спецоперация" ? Отлично ! Негативный эмоциональный оттенок нейтразизован ! А теперь - больше позитива, назовем это "спецоперацией по защите...." , а дальше - по ситуации.
2. Существует и другой метод переформатирования реальности- усиливать негативную эмоциональную окраску понятий достаточно нейтральных.
- А впрочем - что же тут нового ? Разве мы с детства не усвоили, что наш шпион - "разведчик", а вражеский разведчик - "шпион" ?
Прием старый, но применяется сейчас гораздо чаще чем раньше.
- Кто противостоит нашей армии в спецоперации на Украине ? Регулярные вооруженные силы этого государства. (ВСУ или прочие военизированные подразделения санкционированные государством).
- Ан нет ! В наших СМИ их все чаще называют "националистами", или "нацистами" (правда теперь - реже). Зачем это делается понятно: слово "националист" имеет в русском языке негативную окраску, а применительно к истории Украины - резко негативную; "нацист" - тем более.
- Так подразделения регулярной армии превращаются в "националистические ";
Разумеется форматирование/переформатирования реальности работа тонкая, кропотливая.
Но при последовательных усилиях можно добиться эффекта короля Джокомона.
Последний помнится приказал пирата называть честным человеком, а честного человека - пиратом.
Наша пропаганда еще не достигла таких высот.
Но мы на верном пути, не правда ли ?
#общество и политика #сознание #пропаганда и реальность