233
Физическое и органическое развитие детей сопровождается постепенным пробуждением в них инстинкта познавания и умственной пытливости. Детская мысль слагается из ряда причудливых образов, рисующихся воображению детей в красках и формах самых пленительных. Врачи и психологи утверждают, что в детские годы полет фантазии в такой степени стремителен, как никогда позже. Когда мысль начинает подчиняться законам логики, когда мышление становится более или менее сознательным, цветы и блестки фантазии постепенно исчезают или сменяются фантастическими картинами иного рода, в коих имеется уже элемент изобретательности, творческаго процесса. Это уже не наивная детская мысль, которая чарует и трогает именно своей непосредственностью, чистотой, прозрачной ясностью своей.
Потребность познания окружающаго мира, всего видимаго, осязаемаго, воспринимаемаго столь велика и могуча в детском возрасте, что, если бы дети обладали полнотой и длительностью ощущений взрослых людей, они страдали бы неизмеримо. Счастье деток в том, что мир занимает их как движущаяся калейдоскопическая картина, что их мысль так же быстро улетает, как поражает и захватывает их. Счастье их в быстрой смене их настроений, в способности детей легко забывать свои восприятия, находить радости и восторги, невзирая на непонятные для нас, но для них все же „проклятые“, потому что неразгаданные, вопросы. Ах, если бы мы, взрослые интеллигенты, могли так легко и скоро находить забвение от угнетающих наш разум и бьющих нас по сердцу загадок, недоумений и непостижимых явлений бытия без насилий над душой своей, без искусственных отвлечений и наркозов!...
Детское чтение — одно из самых могущественных средств умственнаго и отчасти нравственнаго воспитания детей. Впечатления, оставляемыя в детях книжками (а дети большей частью не читают,
234
а, можно сказать, штудируют, прочитывая книжку по нескольку раз), до того сильны и глубоки, что под влиянием их незаметно вырабатывается характер и склад натуры ребенка. А у большинства родителей, воспитателей, наставников сложилось убеждение, что дети сентиментальны, что для них требуется непременно все чудесное, волшебное, невероятное, что не беда, если мысль детская заполняется разсказами о явлениях и событиях, лишенных правды, выдуманных, что главное — возможно больше фантастических вымыслов. Такое мнение можно признать коренным заблуждением. Чутье правды, вероятия заложено в природе детей. Инстинктом, непосредственным чутьем угадывают они, что правда, что имеет смысл и жизненно и что ложь, выдумка, что сочинено и вымучено. Детям не нужно разсудочных способов различения и изследования. Они читают в великой книге природы, в ненаглядной картине Божьяго мира и тут они почерпают такой здоровый и безошибочный критический инстинкт, какого не дает никакая школа, никакой учебный искус. Обмануть детей, ввести их в заблуждение — нет легче. Дети не допускают и понять не могут, что есть ложь и обман (те-же, что понимают и сами практикуют ложь, уже дети поврежденныя). Но дети мстят за обман и ложь жестоко: они перестают верить.
Вот почему детское чтение, будучи одним из самых мощных воспитательных средств, требует чрезвычайной осторожности при выборе книг. Книги могут деморализовать детей, изуродовать их мысль, чувства, душевныя движения, как равно и просветить их, воспитать их здоровую мысль, удовлетворить их любознательность. А при современном громадном распложении детской литературы в ней не легко разобраться даже специалисту-педагогу, не то что родителям, которые зачастую совсем лишены возможности сознательнаго выбора. Отцы, матери, родственники и воспитатели сплошь да рядом идут покупать книгу для сыновей, дочерей, воспитанников наугад, полагаясь на вкус и выбор книжнаго торговца, а то и его прикащика. Нужно признаться, что и сам по себе выбор книг для детскаго чтения чрезвычайно затруднителен по их обилию, разнообразию содержания и отсутствию для того руководящаго масштаба. Помимо того, в периоды усиленнаго спроса на книжный товар в предпраздничные дни книжный рынок, в силу причин торговой конкуренции и экономических, становится мало разборчивым в отношении коммерческих приемов. Книгопродавцы прибегают ко всевозможным, часто самым недостойным, средствам, чтобы побольше и выгоднее сбыть свой товар и вновь заготовленный ко времени, и залежалый, но внешним образом освеженный и разукрашенный. Особенности современнаго коммерческаго оборота и все уродства лавочнической купли-продажи проникли давно в книжную промышленность и отразились самым пагубным образом на качестве товара. В указанные сроки все эти торгашеския безобразия выступают с особою рельефностью и господствуют на книжном рынке, как самом оживленном. Нужно еще
235
иметь в виду, что книжные торговцы тесно связаны с книжными издателями, стараясь сбывать по преимуществу те детския книжки, за которыя им издателями предложен наиболее высокий комиссионный процент.
В периодической печати нашей установилось обыкновение в предпраздничное время перечислять наиболее пригодныя для детей книги. Разумеется, обстоятельнаго критическаго перечня произведений детской литературы нельзя сделать в небольшой заметке, но краткия отметки о детских книгах, признанных полезными и талантливо написанными состороны наших известных литераторов и педагогов, представляются все же возможными. Прежде всего следует особенно остерегаться изданий переводов детских книг с немецкаго и английскаго, как таких, которыя совершенно не приспособлены к нашим нравам, к нашему социальному строю и духовной природе наших детей.
Есть немало детских книг, чтение которых едва ли может считаться полезным для детей. Авторы этих книжек, поставляя quasi—детскую беллетристику по заказу издателей книгопродавцев, излагают какие то невероятные, вымученные сюжеты, подлаживаясь очень не умело под детское миросозерцание и сообщая своим разсказам ложную сентиментальную окраску. Такия книжки развивают в детях душевную дряблость, слезливость, а не бодрость и здоровое чувство. Слава Богу, отечественная детская литература не бедна мастерами и талантами, и обращаться к торгашеским продуктам писательства иностраннаго и вообще хотя бы и родного, но бездарнаго нет ни малейшей надобности.
Нижеследующия названия детских книг не все одинаковы по своим достоинствам, но они лишены всех вышеуказанных свойств. Не так давно появилось исправленное издание: „История России в разсказах для детей" А. Ишимовой. Еще Пушкин, прочитав эту „Историю", писал ея автору: „Поневоле зачитался, вот как надобно писать". В детской литературе эта книга считается давно одной из лучших, классических по живому изложению, богатому содержанию и полноте. Сборник детских разсказов И. И. Познякова (известный педагог): „Почитать-бы" приноровлен для детей 8—10-летняго возраста.
Разсказы Роговой, сказки Андерсена (избранныя), разсказы из естественной истории Михайлова и Вагнера, разсказы проф. Богданова „Мирские Захребетники“, повести Круглова „Большой“ и Желиховской „Любовь правдой крепка“, „Из тьмы к свету“, „Розанчик“ (сказка), исторические разсказы Водовозовой, А. И. Смирнова — все эти книги пользуются репутацией книг интересных, поучительных, живо изложенных и потому полезных для юных читателей. Издания известнаго книгопродавца Девриена встретили в нашей педагогической прессе весьма выгодные для них отзывы. Хвалят книгу Каразина „С севера на Юг", как отлично иллюстрированную и написанную бойко, увлекательно, с юмором, вполне доступную пониманию детой раз
236
личнаго возраста. Хорошо отзываются о „Фединой курочке“, повести Незванова, „История маленькаго Вовочки“ Сысоевой и повести Лялиной „Юрий Збигонь“ (очерки гуситских войн). Разсказы Андреевскаго, Семеновской, В. И. Жениховской, талантливой детской писательницы, Засодимскаго и Авенариуса известны уже давно своим крупным достоинством и по занимательности своей для детей 10—15-ти летняго возраста. Из этого краткаго перечня можно уже остановиться кой на чем, без опасения за безполезную затрату и за негодный товар.
Далее, есть у нас „первые разсказы из естественной истории“ Быковой, книжка весьма недорогая по цене, содержащая около полусотни безыскусственных и любопытных разсказов о явлениях органическаго и неорганическаго мира. „Русския сказки“ Афанасьева, „Из великой книги природы“— Бетхера, „Образцовыя сказки русских писателей“— Авенариуса, „Гуттаперчевый мальчик“— Григоровича, „Не все то золото, что блестит“— Базунова, „Разсказы для детей“ графа Льва Толстаго и Ив. Сер. Тургенева, „Хорошие люди“ — Виктора Острогорскаго, „Охота на диких зверей“ — Энгельгардта, „Детские разсказы“ Чистяковой, „Братушка“— разсказ Попруженко,— все это книги интересныя, живыя по содержанию, приспособленныя к складу пытливаго детскаго ума, написанныя талантливо, умно, увлекательно.
Затем заслуживают полнаго внимания повести В. Желиховской „Князь Илико“ и „В татарском захолустье“, которыя, по отзыву ученаго комитета Министерства Народнаго Просвещения, живописуют величественный Кавказ, полны интереса и содействуют образованию изящнаго вкуса. И еще „История кусочка глины“, „Тайны моря“, „Бывальщина и сказки“ Засодимскаго, „Подснежник“ Плещеева, „Крестьянския дети“ Потехина, „Зимние вечера“ Анненской, „Из жизни детей в деревне“ Бобровской. Литературный сборник „Муравей“, ныне редкость,— все это книги, цена которых колеблется от рубля до 1 р. 50 к., изложенныя прекрасным, увлекательным языком, захватывающия своим богатым, неистощимо занимательным, местами трогательным содержанием, всецело завладевающия вниманием и мыслью юных читателей, развивающия их литературный вкус, возбуждающия их читательския наклонности.
В приведенном кратком перечне лучших произведений детской литературы достаточно названо таких книг, которыя можно приобретать без боязни сделать затрату непроизводительную и чем либо повредить пытливой детской мысли. А это — главное.
Педагог.
["Вся Одесса", 1899, стр.233-236]
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"