Власти столичного региона планируют провести эксперимент, направленный на повышение безопасности движения в Москве. В Правила дорожного движения хотят внести изменения, разрешающие водителям покинуть место ДТП и съехать на обочину в случае, если авария случилась на улицах и магистралях с высокой разрешённой скоростью движения. К чему приведёт подобная мера? Объясняет партнёр адвокатского бюро «Человек и Закон», руководитель практики по административным делам Сергей Коломиец
По статистике, 12.5 процентов от всех смертельных ДТП в российской столице — это наезд на стоящее транспортное средство. Большинство таких аварий расцениваются как «вторичные». То есть, в ожидающие оформления ДТП автомобили кто-то врезается и при этом гибнут люди. Чтобы избежать жертв, было принято решение провести эксперимент, разрешив водителям оставлять место ДТП на скоростных магистралях в Москве, дабы избежать повторных столкновений.
«Предполагается, что, попав в ДТП на скоростной трассе, его участники смогут дождаться ГИБДД или оформить аварию в рамках европротокола в безопасном месте вне полос движения магистрали: например, на обочине, или в специальном кармане. — Говорит адвокат по административным делам Сергей Коломиец. — В случае, если виновник ДТП не очевиден, впоследствии его можно будет установить по записям городских камер видеонаблюдения, которыми изобилуют улицы Москвы. Это поможет и снизить смертность и избавится от пробок и заторов, вызванных остановившимися на полосе движения участниками аварии».
Сейчас в Правилах дорожного движения написано, что при попадании в ДТП водители обязаны надеть светоотражающие жилеты, выставить аварийный «треугольник» и зафиксировать взаимное расположение автомобилей на месте инцидента с помощью фотографий или, набросав схему ДТП. Во время всех этих действий и происходит основное число вторичных наездов. В том числе, и со смертельным исходом.
«Водители попросту боятся уезжать с места аварии. — Поясняет адвокат Сергей Коломиец. — Во-первых, в сознании отечественных автомобилистов надолго застряло правило из советских ещё времён: покинул место ДТП — лишился прав. Хотя в современной редакции ПДД есть пункт 2.6.1. В нём прямо говорится, что если в результате аварии причинён вред только имуществу и движению других транспортных средств создается препятствие, то водитель обязан освободить проезжую часть. Вторая причина, почему водители до последнего ждут ГИБДД, даже иногда и с явным риском для жизни: они боятся допустить ошибку при самостоятельном оформлении ДТП в рамках европротокола. Ведь это может привести к отказу страховой компании в выплате».
Будем надеяться, что эксперимент, анонсированный в столице, поможет снизить смертность и отучить водителей стоять поперёк полос даже при мелком ДТП.
«Нужно, чтобы страховые компании перестали цепляться к водителям из-за формальных нарушений при самостоятельном оформлении европротоколов. Также будет не лишим внести в Правила дорожного движения дополнительный пункт, запрещающий останавливаться на дороге с разрешённой скоростью движения свыше 60 километров в час в случае мелкого ДТП», — резюмирует Сергей Коломиец.