Доктор исторических наук, профессор кафедры политических наук и международных отношений Андрей Пасс предоставил информацию социально-исторического и геополитического характера, которая способна активизировать самостоятельное критическое мышление.
Очередной материал нашего проекта «Мнение эксперта» посвящён урокам истории.
«Причиной начала спецоперации армии России на территории Украины послужили попытки государственного переворота в Белоруссии и Казахстане. В конце марта 2022 года, по данным разведки Минобороны России, готовился масштабный штурм Луганской и Донецкой Республик, – рассказал Андрей Аркадьевич. – Россию пытались нейтрализовать, чтобы она не смогла вмешаться и защитить своих граждан – в этих республиках сотни тысяч жителей имеют российские паспорта. Это не какая-то особая мера, которую наша страна применяла, чтобы как-то разрядить ситуацию и заявить о своих интересах по защите граждан. Аналогичную политику уже проводили Венгрия, Румыния и Польша. За последние два года они выдали западным украинцам 500 тысяч паспортов. Сейчас мы понимаем, что попытки превентивно нейтрализовать Россию в грядущем конфликте окончились неудачей и сделали возможными денацификацию и демилитаризацию Украины сначала как цель, а теперь и как метод военного принуждения нынешнего правительства Украинской Республики к тому, чтобы этот очаг напряжённости в Восточной Европе ликвидировать».
Профессор Пасс акцентирует внимание, что Украина наряду с другими странами Восточной Европы выступала полем геополитического противостояния ведущих игроков и в Первой, и во Второй мировых войнах.
«В начале своей педагогической карьеры я вёл лекцию о соотношении политических военных сил на Украине в 1918-1919 годах, – вспоминает Андрей Аркадьевич. – Пальцев руки не хватит, чтобы перечислить всех акторов: и поддерживаемая Антантой Белая гвардия, и большевики, и ориентированный на Германию Гетман, и экспедиционные корпуса румын, французов, англичан, и батька Махно вкупе с называемыми «зелёными», которые были сами за себя, и самый ярый украинский националист Петлюра. Последний посадил семена, которые взросли в неонацистские батальоны. Американцы, как всегда, надеются отсидеться за океаном. Сейчас, думаю, им это не удастся. Начавшаяся спецоперация не отменяет того факта, что современный мир очень сильно взаимозависим. Иллюзия безопасности, безнаказанности до сих пор определяет американский менталитет, в том числе и внешнеполитические решения. Мы же прекрасно понимаем, что если позволить себе сегодня дать слабину, то процесс может принять необратимый и неконтролируемый характер. Решение Путина о начале спецоперации – очень тяжёлое. Однако последующие события и обнародованные разведданные показывают, что в этом случае альтернативы, наверное, не было».
Профессор обращается к наиболее известной книге американского политолога Збигнева Бжезинского, написанной им в 1997 году, где автор размышляет о геополитическом могуществе США и стратегиях.
«Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» говорил, что без Украины Россия никогда не сможет восстановить свой геополитический потенциал и вновь стать великой державой. Этот императив являлся ведущим соображением для американской политики и коллективного запада в целом почти 30 лет. Поскольку единое евразийское пространство американцам колонизировать непросто (не колониальная оккупационная администрация, а более тонкие механизмы, чтобы навязывать свою волю и эксплуатировать ту или иную территорию, страну), то взята на вооружение стратегия дробления единого материкового монолита на этносуверенитеты. В первую очередь целями становятся те народы, которые способны на суперэтнический синтез. Посмотрите, что сделали с Югославией, СССР. Теперь то же самое стремятся сделать с Россией. Евразия – кладезь ресурсов. Этим определяется её значение, также здесь сосредоточен огромный ядерный потенциал. Когда был мощный социалистический блок: страны Варшавского договора, СССР, американцы предлагали в качестве инструмента мягкую силу (культурное превосходство, собственный пример страны «всеобщего благосостояния»). Потом была умная сила Обамы (мягкая сила плюс политика сдерживания), основанная на военном присутствии Штатов в ключевых точках планеты. Теперь мы столкнулись с так называемой realpolitik, когда авторитет страны определяется её военным потенциалом».