История создания одного из первых танков США с электрической трансмиссией Holt gas-electric tank
В январе 1918 года из ворот завода в Меории выехал очередной танк, производства фирмы Холт. Два первых - The Holt ''America First'' Tank, построенный в 1916-м для участия в сборе денег на войну. и Holt Caterpillar G-9, фактически бывший деревянным киношный реквизитам, да и еще один рекламный минитанк Holt One Man Tank 1918 года, сделанные для встречи на американской земле, "отца танка" британского полковника Эрнста Суинтона, на роль настоящего танка не тянули. Прямой конкурент Холт на ниве гусеничных тракторов Кларенс Лео Бест так же построил два макета танков, таких же неудачных, как у Холта. Разобравшись, что танковое дело с наскока не возьмешь промышленники его забросили, пока САСШ не вступила в войну и не замаячило в будущем оснащение танками Американского танкового корпуса, а значит и деньги. В январе 1918 года Бенджамин Холт снова построил боевую машину, уже совсем похожую на танк - Holt Gas-Electric Tank.
Holt gas-electric tank/Бензино-электрический танк Холта
Страна: САСШ
Производитель: Holt Manufacturing Company
Год выпуска: 1918
Кол-во выпущенных: 1
Размеры: 7920х2760х2370 мм
Боевая масса: 24,04 тонны
Бронирование: 6-15 мм
Двигатель: 90 л.с.
Макс скорость: 10км/час
Экипаж: 6 чел
Вооружение: QF 2.95-inch mountain gun, 2хVickers Medium Machine Gun
После вступления Америки в войну вопрос оснащения танками экспедиционного корпуса в Европе стал насущным. В 1918-м году перебивались помощью приданными британскими танковыми подразделениями, но хотелось всё таки своего. В итоге был выбран вариант оснащения танковых войск САСШ тяжелыми танками Mark VIII Intetnational, который был в основном разработан британцами, но в итоге должен был получится международным. Бронекорпус, траки и катки должны были поставлять из Британии, двигатели Liberty V12, трансмиссию и внутреннее оснащение из САСШ, а собирать это всё собирались во Франции. Но проект совершенно нового танка двигался не быстро. Даже американцы прилично задерживали модернизацию авиационного двигателя Liberty для использования в танке. В конце 1917-го года американские производители пробовали перехватить инициативу, предложив военным танки своего "чисто американского" производства. Весной 1918-го года было показано несколько построенных прототипов боевых машин. К сожалению машины несли слишком большие технологические и эксплуатационные риски из-за большой доли непроверенных новаций, использованных в этих машинах. Steam Tank Tracked "America" имел конструкцию, подсмотренную у англичан с которыми тесно работали по Mark VIII, но с двумя паровыми двигателями и огнемётом в качестве основного оружия, Steam Tank 3-Wheel был так же с двумя паровыми машинами и вообще 3-х колесным с катками от дорожных машин. На этом фоне, построенный первым и показанный ещё в январе 1918-го Holt gas-electric tank выглядел самым приемлемым.
Holt Manufacturing Company к концу 1917-года была самым крупным и самым продвинутым производителем полугусеничных и гусеничных тракторов-тягачей для задач армии. У нее в распоряжении были технические решения, которые позволяли создать боевую гусеничную машину. Но, как показал опыт следующих ста лет - создавая на базе трактора бронированную машину, получишь бронетрактор, танк получается только если сразу строить танк. Главной проблемой всех американских производителей было отсутствие внятного технического задания и невозможность использования реального опыта боевого применения танков. В итоге американцы опирались в большей степени на информацию из прессы и технических источников, а так же на свою уверенность в том, что в Европе все танки строились на базе тракторов Холт. И британские "ромбы", и французские "пеналы" и немецкие "утюги" начинали свою историю с рассмотрения возможностей гусеничных американских шасси - британцы у "Баллок", немцы и французы у "Холт". Но все достаточно быстро поняли. что в прямом виде превратить трактор в танк невозможно и занялись проектированием боевых машин с использованием элементов, подсмотренных у гусеничных тягачей. Холт так же сделал следующий шаг, после полной неудачи с первыми макетами - предложенный в январе военным танк был именно полноценным танком.
Конструкцию боевой машин предложенной фирмой Холт Мануфэктуринг можно проследить по по полученному Холтом патенту 11 января 1921 года. Бронекорпус в патенте отличается, от того, что был использован в реальном танке, в остальном же он повторяет танк Холта. Холт Мануфэктуринг был крупнейшим производителем тракторов и главными особенностями стала конструкция шасси. У Holt Gas-Electric Tank она состояла из двух качающихся тележек с 4-мя у передней и 5-ю у задней опорными катками малого диаметра. Тележки подвешивались к бронекорпусу на оси в из задней части. Сблокированные ролики имели амортизацию в виде вертикальных пружин, традиционной схемы амортизации, применяемой на всех тракторах Холта. Заднее ведущее колесо было приподнято над землёй. Верхняя ветвь гусеницы танка не имела поддерживающих катков и опиралась на направляющие корпуса. В решении гусеничного движителя Холт максимально использовал свои знания и умения строить трактора. Зато с конструкцией двигательной установки удивил.
Имея информацию о конструкции европейских боевых машин, Холт видимо знал и о конкурсе, который проводили в 1917-м году британцы для выбора наиболее подходящей трансмиссии для танка Mark V. В этом конкурсе в частности участвовала и американская фирма Вестингауз, предоставившая бензо-электрическую схему и фирма Фостерс, производитель первого танка в мире, которая скопировала схему с таким же типом трансмиссии французского танка Сен-Шамон. Американцы в 1918-м году вообще отличились в изобретении оригинальных схем, чего стоят только паровые танки. Holt Manufacturing Company так же решил предложить военным схему с бензиновым двигателем сопряженным с генератором и приводом на задние колёса от электромоторов. В качестве партнера была выбрана US General Electric Company, поставлявшая генераторы и электромоторы, и обеспечивавшая наладку электрической части трансмиссии. Двигатель с генератором были сдвинуты назад, электромоторы в кормовой части машинного отделения. В качестве приводного двигателя был использован стандартный 90-то сильный четырёхцилиндровый мотор от трактора Holt.
От генератора приводились два двигателя, каждый из которых отвечал за своё ведущее колесо. Чисто теоретически это делало управление машиной простым с использованием двух потенциометров, которыми задавались разные скорости вращения колес. Расположение в кормовой части всего электрооборудования привело к необходимости размещения там же сложной системы охлаждения электрических машин и силовых приводов. Даже в транспортном режиме системы было недостаточно и приходилось открывать кормовой лист брони. В отличие от французов специалистам из GE не удалось отладить управление танком, что привело к сложностям на испытаниях. Вторым может быть самым важным фактором, сделавшим танк неудачным, был большой вес электрооборудования, при котором средний по размеру танк стал весить как тяжелый - 24 тонны.
Бронекорпус был сделан безо всяких изысков по типу "коробка из под обуви" с вертикальными боковыми стенками и клиновидной передней бронёй. Дверь для экипажа располагалась в кормовой части танка сбоку от откидывающейся задней панели радиатора. Проход к двери был вдоль силовой установки. Противопульная броня по кругу в 15-мм должна была обеспечить достаточную защищенность против пуль стандартного винтовочного калибра с твердым сердечником. Для установки пулемётов с обоих сторон бронекорпуса были установлены спонсоны с цилиндрическими пулемётными установками, обеспечивавшими угол обстрела до 180 градусов. Подобные пулемётные установки устанавливали на бронемашины в мастерских ВСЮР в России во время Гражданской войны. Танк Holt Gas-Electric Tank был вооружен британскими станковыми пулемётами Виккерса, что хорошо видно по фотографиям. Чаще всего в источниках пишут, что на танке стояли пулемёты Браунинга с водяным охлаждением, но фотографии этого не подтверждают.
Наиболее странной была схема расположения основного оружия - английской горной пушки QF 2.95-inch mountain gun. от танка Holt Gas Electric Tank. Пушка располагалась в нижней части лобовой брони танка, фактически под ногами у мехвода. В какой-то мере расположение пушки, как и схема трансмиссии было творческой переработкой схемы французского танка Сен-Шамон. Расчет пушки должен был обслуживать её, наводить и стрелять просто сидя на поле. Известной пушечная установка танка Холта стала благодаря другому танку, который так же был связан с Холтом - Holt Steam Tank, перед которым пушечная установка была сфотографирована в 1925 году на Абердинском полигоне. 75-мм горная гаубица британской фирмы Виккерс в британской армии получила обозначение QF 2.95-inch mountain gun. У себя дома в Британии короткоствольная не была принята на вооружение ни британской армией, ни колониальными войсками в Индии, зато орудие понравилась американцам, которые активно её использовали в войнах против филиппинцев, а затем и в филлипинской армии. Попали такие пушки и в Россию, когда американцы снабдили оружием чешский корпус, взявший под контроль в 1918-м году Трансиб от Самары до Владивостока и по большому счёту обеспечивший неразрывность страны в самые тяжёлые годы. Одна из пушек QF 2.95-inch mountain gun вернулась с легионерами и сейчас выставляется в Военном музее в Праге. Для использования в танке как оружие поддержки пехоты пушка выглядела очень неплохо.
Танк Holt Gas Electric Tank стал первой американской боевой машины на гусеницах, который был хотя бы похож на настоящий танк. Перетяжелённый с относительно слабым двигателем танк плохо показал на испытаниях. Низкая подвижность и маневренность из-за неотлаженности управления приводами электромоторов и плохой энерговооруженности сняли машину Холта с танковой гонки, возможно часть узлов и агрегатов было использовано для сборки Holt Steam Tank. Из всех американских прототипов именно газово-электрический Холт был наиболее перспективен для развития, но даже в гипотетическом будущем он проигрывал уже существующим британским и французским машинам. И военные сделали выбор в пользу Mark VIII и FT17.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
В других публикациях канала можно почитать о ранних проектах танков в США:
- The Holt ''America First'' Tank. 1916 Американский танковый тупик. Holt ”America First”. 1916. "Америка превыше всего"...
- Tracklayer CLB 75. 1916 Американский танковый тупик. Tracklayer CLB 75. Оглядываясь на конкурента.
- Holt Caterpillar G-9. 1916 Американский танковый тупик. Holt Caterpillar G-9. 1916. Реквизит из кино, чуть не ставший танком.
- Best 75 Tracklayer. 1916 Американский танковый тупик. Best 75 Tracklayer. 1916. На учебу с нацгвардией.
- Holt One Man Tank. 1918 Американский танковый тупик. Holt One Man Tank. 1918. Жертва пропаганды
- Oakland “Victoria” Tank. 1917 Американский танковый тупик. Oakland “Victoria” Tank или Hamilton Tank. 1917
- U.S.Navy 1. 1917 Американский танковый тупик. U.S.Navy 1. 1917. Первый флотский танк.
О серийный британских танках можно почитать здесь:
Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре
Путь танка. Часть 6. Mark VI. Перспективный деревянный прорыв
Путь танка. Часть 5.1. Mark V. Танк-победитель
Путь танка. Часть 5.2. Mark V Tadpole. Головастик с пламенным мотором Рикардо Путь танка. Часть 5.3. Mark V*. С пехотой на борту
Путь танка. Часть 5.4. Mark V**. Танковый прапорщик или работа над ошибками
Путь танка. Часть 6.1. Mark IX "The Duck". Свинья везде грязь найдет. Первый плавающий БТР
Путь танка. Часть 7.1. Mark VIII. Верх эволюции "ромба". Британский прототип
О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:
Источники:
Первые танки. Британские «Ромбы» Первой Мировой, Семен Федосеев
Семен Федосеев: Самые первые танки» год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-699-48536-9, издательство: Эксмо,
Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия. Автор: Семен Федосеев, ЭКСМО, 2022
https://www.militaryfactory.com/armor/detail.php?armor_id=303