Найти тему

Что такое " ЧАРЖБЭК"

Что такое " ЧАРЖБЭК"

Чарджбэк (chargeback) — это процедура оспаривания платежа по банковской карте, с которым человек не согласен.

Обычно к чарджбэку прибегают при разногласиях между покупателем и продавцом товара или поставщиком услуги. Если же владелец карты по ошибке отправил деньги не тому человеку, добровольно перечислил их мошенникам или неудачно инвестировал, чарджбэк не сработает.

В процессе возврата платежа через чарджбэк будут участвовать банк покупателя, банк продавца и платежная система, через которую шла оплата.

Схема возврата выглядит так. Недовольный покупатель обращается в свой банк и просит его вернуть деньги на счет. Банк оценивает, можно ли начать процедуру чарджбэка. В тех случаях, когда это возможно, он передает претензию покупателя платежной системе, которая отправляет ее банку продавца. Тот выясняет, действительно ли его клиент обязан вернуть деньги. Если все так и есть, он спишет нужную сумму со счета продавца и через платежную систему отправит ее банку покупателя. После этого возврат поступит на счет покупателя.

Правила и сроки процедуры устанавливают платежные системы. В российском законодательстве нет понятия «чарджбэк», поэтому банки самостоятельно принимают решение, пользоваться этой процедурой или нет. Позиция банка по этому вопросу должна быть одинакова для всех клиентов и зафиксирована в его внутренних правилах. Клиенты большинства российских банков, которые выпускают пластиковые карты, могут попробовать вернуть деньги через чарджбэк, если продавец отказывается выполнять условия договора.

Чаще всего чарджбэк — это бесплатная процедура для клиента, хотя банки имеют право устанавливать за нее комиссию. Но в таком случае ее размер обязательно должен быть указан в вашем договоре с банком.

В каких случаях оформляется возврат?

Помните: возврат денег будет осуществлен только в том случае, если вы докажете банковской организации, что списание денежных средств с карты было незаконным. Процедура чарджбэк проводится, если:

товар, который был оплачен вами, не был доставлен или не соответствует заявленным характеристикам. При этом продавец должен не иметь документов, которые подтверждают обратное;

денежные средства переведены два раза из-за технического сбоя;

сумма платежа произвольно увеличилась в результате неполадок системы или вследствие действий продавца;

вашей картой завладели мошенники, и средства переводились без вашего согласия (будут нужны доказательства);

вы получили некачественный товар и хотите его вернуть, соблюдая все правила возврата, но продавец все равно отказывается платить и принимать обратно товар;

есть любые основания признать перевод, в котором применялась ваша карта, мошенническим.

В процедуре должны присутствовать несколько сторон: банк-эмитент (организация, которая выпустила карту, принадлежащую вам), банк-эквайер (организация, обслуживающая получателя), система, через которую был проведен платеж, а также вы и получатель средств.

Этапы возврата денег

Chargeback проходит в несколько этапов:

1. Вы обращаетесь в близлежащий офис банка, который выпустил вашу карту, принеся с собой письменное заявление (в котором должна содержаться дата транкзации и ее номер, а также кодировка причины возврата) и документы, подтверждающие необходимость возврата денег. Учтите: некоторые банковские организации устанавливают самостоятельные сроки чарджбэка: так, в Сбербанке нельзя подать заявление позднее, чем через 60 дней после перевода. Хотя в самой системе VISA заявления принимаются в течение 180 дней, в системе MasterCard – 120 дней.

2. Вас направляют к ответственному специалисту, вместе с которым вы регистрируете заявление и обязательно забираете его копию, на которой должны быть указаны дата его принятия и регистрационный номер. Если банк отказывает в принятии заявления (что, кстати, запрещено законом), можно отправить все документы в головной офис организации заказным письмом (обязательна опись содержимого).

3. Ваше заявление рассматривается самим банком. Если оно не вызывает никаких нареканий, а кодировки соответствуют условиям ПС (платежной системы), организация передает пакет документов для экспертизы в МПС.

4. МПС (международная платежная система) начинает процедуру чарджбэка и передает сведения банку-эквайеру.

5. Банк-эквайер связывается с получателем средств. Ответчик может доказать безосновательность ваших претензий в течение 30 дней. Если документы, подтверждающие законность перевода, не были направлены в банк в отведенный срок (или они не удовлетворяют банк-эмитент), информация поступает в МПС.

6. МПС отдает распоряжение удовлетворить чарджбэк, после чего деньги возвращаются на ваш счет.

Если банк, выпустивший вашу карту, отказывает вам в чарджбэке, вы можете попытаться заставить его пересмотреть свое решение. Если ваши доводы показались сотрудникам организации неубедительными, можно просто переписать заявление и предоставить еще больше документов, подтверждающих факт мошенничества. Если же в официальном ответе банка присутствует банальная отписка, вы можете подать жалобу в Центральный банк или главный офис организации.

Возврат денег на карту с каждым днем становится все популярнее – процедурой чарджбэк люди наказывают недобросовестных продавцов, мошеннические компании и других аферистов.

Кто пользовался данной процедурой, пишите в комментариях.