Найти тему
Пробуем пиво

Heineken, Final? Heineken и Carlsberg покидают РФ. Что будет? Разбираемся, смотрим возможности. Следом идёт AB InBev Efes.

Оглавление

Сегодня вышла новость, что: Нидерландский Heineken, второй по величине производитель пива в мире, принял решение уйти с российского рынка и передать бизнес новому местному владельцу.

"Мы пришли к выводу, что владение бизнесом в России больше не является устойчивым и целесообразным в текущих условиях. В результате мы приняли решение покинуть Россию", - говорится в сообщении компании.

До момента передачи российского бизнеса новому владельцу в РФ все семь пивоварен Heineken будут продолжать работать с целью сохранения рабочих мест и обслуживания своих клиентов и потребителей.

При любых обстоятельствах концерн гарантирует сохранение заработной платы для всех российских сотрудников до конца 2022 года. Приоритетом также остается выполнение обязательств перед клиентами, партнерами и потребителями, отмечается в сообщении.

Компания не ожидает прибыли от сделки и ожидает обесценения и неденежных расходов в размере 0,4 млрд евро.

Ранее Heineken объявил, что приостанавливает инвестиции и импорт в РФ, а также производство и продажу своего флагманского бренда Heineken. Кроме того, компания отказалась от доходов от российского бизнеса - все выплаты, роялти и дивиденды были приостановлены.

Портфель производителя насчитывает около 300 брендов, включая марки Heineken, Amstel, Birra Moretti, Desperados, Foster's, Newcastle Brown Ale, Sagres, Sol, Star, Strongbow, Tecate, Tiger и др. Национальные бренды в России включают марки "Охота", "Жигулевское", "Степан Разин", "Бочкарев" и др.

Взял информацию с новостной ленты НТВ.

Попробуем разобраться, что нас ожидает, покопавшись в интернете наткнулся на интересную информацию, которая вселяет оптимизм.

Есть возможности замещения импорта по дрожжам, хоть и не для всех штаммов и блендов. Ну а русский солод уже давно не диковинка как на крупных, так и на крафтовых пивоварнях. А вот по хмелю Россия практически полностью зависит от импорта.

Об уходящих гигантах:

В последние годы доли Carlsberg и Heineken на рынке снижались. На нем произошло немало изменений, а крупные пивоваренные концерны по-прежнему делали ставку демпинг и агрессивный маркетинг. Пиво давно перестало быть продуктом, с которым относительно не дорого можно «уйти в другую реальность». Все больше потребителей научились или учатся разбираться в пиве. Они ценят не сколько эффект от употребления, сколько процесс. Вкусовые ощущения, питкость, насыщенность вкуса — для многих это стало важным.

Не удается припомнить по-настоящему крупных инвестиционных проектов двух вышеуказанных пивных гигантов за последние годы. Все сводилось к простой покупке конкурентов. Не строились и не вводились в работу солодоварни, не закладывались плантации с хмелем. Инвестиции, как правило, это строительство или ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей, но в данном случае такого не было.

Если рассуждать о возможном полном уходе с рынка России компаний Carlsberg и Heineken, то здесь надо понимать, что найти покупателя на свои активы за короткий срок вряд ли удастся.

За последние годы бренды от пивных корпораций сильно деградировали в России. Доходило до того, что пиво, которое во всем мире считается премиальным или близким к тому, в «Пятерочке» продавалось по 29 рублей, что сравнимо с сегментом эконом или даже дешевле. Тоже самое касается и пива, которое пьет английский спецагент в знаменитом фильме: оно в России стоит столько же, сколько и массовые сорта эконом-сегмента. Тем самым ценность торговой марки сильно размывается.

И знаменитое во всем мире пиво, которое транснациональные корпорации начинают разливать на заводах в России, превращается в посредственный массовый продукт, поэтому вряд ли их исчезновение станет сильно заметным для потребителей. Вот исчезновение брендов «Балтика», наверное, заметят. Хотя можно вспомнить некогда популярную марку пива «Бочкарев», которая исчезла с полок магазинов без особого ажиотажа и переживаний покупателей.

Воспользоваться складывающейся ситуацией могут российские пивовары. Пиво всегда пили в достаточных количествах. Сейчас для отечественных пивоваров и аграриев стоит вызов — создать отрасль солодоварения мирового уровня. Кстати, многие крафтовые пивоварни закупают бельгийский солод, который делается из ячменя выращенного в России. Выглядит абсурдно.

В России делают солод для той же «Балтики», но бельгийский все еще лучше. Проблемными вопросами пока выглядят выращивание хмеля и производство пивных дрожжей. Поэтому теперь, научившись варить пиво, которое ценится в мире, настало время обезопасить отрасль и научиться производить собственные ингредиенты. Для этого пивоварам необходимо работать в тесном взаимодействии с аграриями.

Можно с уверенностью констатировать, что без пива Россия не останется. Да, пока очень многие производители используют иностранный солод, хмель и дрожжи. Но следует отметить, что себестоимость пива весьма низкая. Зачастую, стеклянная бутылка с этикеткой стоит дороже своего содержимого.

Иван Кузнецов, предприниматель, консультант по организации пищевых производств.

А кто делает солод в РФ?

Крупнейшие заводы по производству солода, которые поставляют внутри страны и на экспорт:

1. ООО Острогожский завод по производству солода

2. ООО БЕЛГОРСОЛОД

3. ОАО САН ИНБЕВ

4. ЗАО НЕВСКИЙ БЕРЕГ

5. ОАО САН ИНБЕВ В Г.КУРСК

6. MICH.WEYERMAN GMDH CO.KG

7. ОАО ЧПФ БУКЕТ ЧУВАШИИ

8. ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

9. ООО ЕВРОСОЛОД

10. ООО МЕЛ

11. ООО ВОЛЬСКСОЛОД

12. ООО КОРЕНЕВСКИЙ ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ СОЛОДА

13. ООО БСК

Этот список можно продолжить дальше, разделив на солодовые экстракты и ТД. Получается, с солодом проблем нет.

Что у нас по дрожжам?

1. Lesaffre - французский производитель дрожжей и крупнейший производитель в мире. 

Санкт-Петербург (Санкт-Петербург и Ленинградская область)

2. Красноярский дрожжевой завод

3. Региональная Сибирская Торговая Компания

4. САФ-НЕВА

5. EUROPEK

6. Воронежские дрожжи

7. Комбинат пищевых продуктов Санкт-Петербург

Справимся? Научимся, если не умеем?

Где мы берем хмель сейчас?

Объём поставок импортного хмеля в Россию постоянно растёт. По данным таможенной статистики, в 2018 году в страну ввезли 3 171 тонну хмеля (суммарно в виде цельных или дроблёных шишек, в порошкообразном виде, в форме гранул или лупулина). В 2019 году объём поставок составил уже 3 232 тонны. В 2020-м, несмотря на карантин, объём ввоза достиг 3 443 тонн, а в 2021-м импортировали уже 3 622 тонны. Откуда поступает этот хмель?

Возьмём 2020 год. Основным поставщиком была Германия, откуда ввезли 1 912 тонн. Из США поставили 337 тонн, из Чехии — 315 тонн. Кроме того, среди поставщиков были Соединённое Королевство, Словения, Бельгия, Франция, Польша, Австралия и Новая Зеландия, а также Украина, Беларусь и Китай.

В 2020 году было собрано:

  • в Китае — 5 770 тонн хмеля,
  • в Австралии — 1 714 тонн,
  • в Новой Зеландии — 1 232 тонны,
  • в ЮАР — 706 тонн,
  • в России — 623 тонны,
  • в Аргентине — 266 тонн,
  • в Турции — 216 тонн,
  • в Японии — 187 тонн,
  • в Беларуси — 88 тонн,
  • в Сербии — 8 тонн.

Даже если другие страны прекратят поставки напрямую, найдутся обходные пути — как это происходит с санкционными сырами и хамонами. Беларусь в 2018 году поставила в Россию 490,1 т хмелепродуктов, в 2019 — 523,6 т, в 2020 — 581,1, в 2021 — 485,5 т. Был ли среди этого объёма белорусский хмель, доподлинно неизвестно, но рискнём предположить, что его доля была небольшой.

Остаётся только надеяться, что поставщики хмеля, решив отрезать поставки, не отрежут их и для соседних стран. Например, российская таможня фиксирует поставки хмеля из Казахстана в Сибирь.

С хмелем дела обстоят хуже, надеемся на Китай? Или обходные пути?

Нас ждёт стандартное и однотипное пиво, или наоборот, освободив нишу, ее займут и получим скачек в пивоварении?

Если информация была для вас полезна, или интересна - поддержите лайком и подпиской)))

Не злоупотребляйте алкоголем!