В 19 веке в Россию продолжали проникать разные европейские традиции. Это отразилось и на архитектуре, в которой смешивались разные стили, элементы, переосмысливались функции зданий, непосредственная роль архитекторов. Подробнее об изменениях в этом направлении искусства узнаете из краткого конспекта лекции просветительского проекта «Восемь кленов» «Архитектура. Ключевые строения 19 века в Москве и области».
Начинается Золотой век русской архитектуры одновременно с началом правления Александра I, заканчивается в середине правления Николая I. В момент нашествия войск с территории Польши в Смутное время новые люди привезли свои цивилизационные коды, к которым можно отнести манеру жизни, уклад, организацию внутренних пространств, защиту жилища, обеспечение его теплом и прочие вещи. Среди тех, кто пытался покорить тогда Царскую Русь, было довольно большое число военнопленных, которые остались на территории Москвы. Они стали селиться, например, в Мещанской слободе. Иностранцы организовывали свой миропорядок. Все отражалось и в архитектуре.
Алексей Михайлович Тишайший и предшественник его Романов Михаил пытаются перенять европейские порядки. Но одновременно с принятием европейских порядков они нуждаются в том, чтобы расширить, в том числе, связи с европейскими странами и пригласить как можно больше иностранных специалистов.
Но в этот момент говорить о том, что архитектура пришла в Золотой век, еще нельзя. Она представляла собой гремучую смесь из русских традиций. Непродуманные заимствования привели к тому, что люди довольно быстро поняли, что им неудобно жить в домах. Их сложно отапливать, например. Борцы с большими широкими окнами нуждаются в том, чтобы их еще сильнее топили. И если климат условной Шотландии не столь суров, или же Испании, то у нас нужно предусматривать камины и, соответственно, большое количество затрат на содержание такого дома.
Перелом в подходе к архитектуре приходится на начало царствования императрицы Екатерины Великой. Она пытается решить проблему беспризорных детей. Императрица решает построить в Москве воспитательный дом. Ансамбль воспитательного дома располагается на Москворецкой набережной.
Параллельно с этим, в Москве начинает активную деятельность в качестве первого главного архитектора города Николя Легран. Он же предлагает построить московский Кригскомиссариат. Это великолепное здание сохранилось до сих пор. В нем располагался штаб Московского военного округа. Эта архитектура — целиком и полностью европейская. Следующее, что предложил Николя Легран на каком-то из советов, — построить резиденцию.
Екатерине II негде было остановиться в нашем городе. Она жила во временно построенном дворце на месте нынешнего Музея изобразительных искусств имени Пушкина и решила основать Царицыно.
Далее вспомним всем известное нашествие Наполеона на Россию. Великий пожар. Среди этого пепелища появляется плеяда архитекторов, которые с 1812 года начинают отстраивать город. Москва пострадала от пожара. В первую очередь нужно было кинуть силы на восстановление городских институций, от которых зависит весь город: это больницы, учебные заведения, общегородские органы управления, возобновление того же самого Кремля. Также поддержания духа народа, необходимо было воздвигнуть здание, которое построил иностранный архитектор Августин де Бетанкур, — Московский Манеж.
Российский архитектор Осип Бове возобновлял город и предпринял ряд отчаянных шагов. В частности, он предложил первую форму государственного частного партнерства. Все люди, чьи участки выходили на Садовое кольцо, должны были организовать перед своим домом палисадники. Так и возникло название — Садовое кольцо. Было определено, какая трасса у кольца, и сколько именно отдается на палисадники. Появился, например, уникальный ансамбль Усачевых-Найденовых.
В 1817 году по проекту Витберга состоялась первая закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Но в 1825 году работы приостановили. И уже Николай I призывает своего любимого придворного архитектора Константина Тона воздвигнуть Храм Христа Спасителя на Волхонке.
Начал зарождаться кирпичный стиль. Он появился тогда, когда стало понятно, что денег на штукатурку нет. Вернее не столько на саму штукатурку, сколько на ее обновление. И качество кирпича стали повышать. Его стали пережигать, превращать в клинкерный кирпич. Недавно власти Москвы в районе Пушечной улицы обнаружили клинкерные мостовые — этот кусочек сохранили, и мы теперь с вами тоже можем пойти полюбоваться, как это было устроено.
Если дворянин мог продать деревеньку или пару крепостных и на вырученные деньги отремонтировать трещину на фасаде, то у купцов, естественно, не было этих крепостных, и нужно что-то другое продавать. Поэтому они начали использовать декор из кирпичей. То есть экономить на материале и в принципе руководствоваться почти что конструктивистскими принципами.