Найти тему
Сити21

Из дерева и кирпича: как развивалась архитектура 19 века

В 19 веке в Россию продолжали проникать разные европейские традиции. Это отразилось и на архитектуре, в которой смешивались разные стили, элементы, переосмысливались функции зданий, непосредственная роль архитекторов. Подробнее об изменениях в этом направлении искусства узнаете из краткого конспекта лекции просветительского проекта «Восемь кленов» «Архитектура. Ключевые строения 19 века в Москве и области».

Филипп Смирнов. Автор книги о Москве «И вкус, и цвет, и аромат…». Филипп Смирнов — филолог, историк Москвы, дизайнер, фотограф, теле- и радиоведущий, автор программы «Прогулки со Смирновым» на «Радио 7 на семи холмах», главный редактор журнала «Московское наследие», директор Центра Гиляровского Музея Москвы, член Общественной палаты города Москвы
Филипп Смирнов. Автор книги о Москве «И вкус, и цвет, и аромат…». Филипп Смирнов — филолог, историк Москвы, дизайнер, фотограф, теле- и радиоведущий, автор программы «Прогулки со Смирновым» на «Радио 7 на семи холмах», главный редактор журнала «Московское наследие», директор Центра Гиляровского Музея Москвы, член Общественной палаты города Москвы

Начинается Золотой век русской архитектуры одновременно с началом правления Александра I, заканчивается в середине правления Николая I. В момент нашествия войск с территории Польши в Смутное время новые люди привезли свои цивилизационные коды, к которым можно отнести манеру жизни, уклад, организацию внутренних пространств, защиту жилища, обеспечение его теплом и прочие вещи. Среди тех, кто пытался покорить тогда Царскую Русь, было довольно большое число военнопленных, которые остались на территории Москвы. Они стали селиться, например, в Мещанской слободе. Иностранцы организовывали свой миропорядок. Все отражалось и в архитектуре.

-2

Алексей Михайлович Тишайший и предшественник его Романов Михаил пытаются перенять европейские порядки. Но одновременно с принятием европейских порядков они нуждаются в том, чтобы расширить, в том числе, связи с европейскими странами и пригласить как можно больше иностранных специалистов.

Но в этот момент говорить о том, что архитектура пришла в Золотой век, еще нельзя. Она представляла собой гремучую смесь из русских традиций. Непродуманные заимствования привели к тому, что люди довольно быстро поняли, что им неудобно жить в домах. Их сложно отапливать, например. Борцы с большими широкими окнами нуждаются в том, чтобы их еще сильнее топили. И если климат условной Шотландии не столь суров, или же Испании, то у нас нужно предусматривать камины и, соответственно, большое количество затрат на содержание такого дома.

Перелом в подходе к архитектуре приходится на начало царствования императрицы Екатерины Великой. Она пытается решить проблему беспризорных детей. Императрица решает построить в Москве воспитательный дом. Ансамбль воспитательного дома располагается на Москворецкой набережной.

Воспитательный дом Екатерины II.
Воспитательный дом Екатерины II.

Параллельно с этим, в Москве начинает активную деятельность в качестве первого главного архитектора города Николя Легран. Он же предлагает построить московский Кригскомиссариат. Это великолепное здание сохранилось до сих пор. В нем располагался штаб Московского военного округа. Эта архитектура — целиком и полностью европейская. Следующее, что предложил Николя Легран на каком-то из советов, — построить резиденцию.

Кригскомиссариат
Кригскомиссариат

Екатерине II негде было остановиться в нашем городе. Она жила во временно построенном дворце на месте нынешнего Музея изобразительных искусств имени Пушкина и решила основать Царицыно.

Далее вспомним всем известное нашествие Наполеона на Россию. Великий пожар. Среди этого пепелища появляется плеяда архитекторов, которые с 1812 года начинают отстраивать город. Москва пострадала от пожара. В первую очередь нужно было кинуть силы на восстановление городских институций, от которых зависит весь город: это больницы, учебные заведения, общегородские органы управления, возобновление того же самого Кремля. Также поддержания духа народа, необходимо было воздвигнуть здание, которое построил иностранный архитектор Августин де Бетанкур, — Московский Манеж.

Московский Манеж.
Московский Манеж.

Российский архитектор Осип Бове возобновлял город и предпринял ряд отчаянных шагов. В частности, он предложил первую форму государственного частного партнерства. Все люди, чьи участки выходили на Садовое кольцо, должны были организовать перед своим домом палисадники. Так и возникло название — Садовое кольцо. Было определено, какая трасса у кольца, и сколько именно отдается на палисадники. Появился, например, уникальный ансамбль Усачевых-Найденовых.

Усадьба Усачевых-Найденовых.
Усадьба Усачевых-Найденовых.

В 1817 году по проекту Витберга состоялась первая закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Но в 1825 году работы приостановили. И уже Николай I призывает своего любимого придворного архитектора Константина Тона воздвигнуть Храм Христа Спасителя на Волхонке.

-7

Начал зарождаться кирпичный стиль. Он появился тогда, когда стало понятно, что денег на штукатурку нет. Вернее не столько на саму штукатурку, сколько на ее обновление. И качество кирпича стали повышать. Его стали пережигать, превращать в клинкерный кирпич. Недавно власти Москвы в районе Пушечной улицы обнаружили клинкерные мостовые — этот кусочек сохранили, и мы теперь с вами тоже можем пойти полюбоваться, как это было устроено.

Если дворянин мог продать деревеньку или пару крепостных и на вырученные деньги отремонтировать трещину на фасаде, то у купцов, естественно, не было этих крепостных, и нужно что-то другое продавать. Поэтому они начали использовать декор из кирпичей. То есть экономить на материале и в принципе руководствоваться почти что конструктивистскими принципами.