Найти тему
Изучаю людей

Слушает - и не слышит, смотрит - и не видит...

Вроде слышит, слух проверяли - но на речь не реагирует. Вроде видит, тоже проверяли - но смотрит сквозь тебя и в книге ничего не показывает. Игрушки все раскидает и садится на них, и идёт по ним - плачет, потому что больно, но все равно идет, как будто не видит... Не говорит, естественно.

Доброго всем дня, я Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-терапист, и в цикле статей я рассказываю о том, как же разговорить неговорящего ребенка - в том числе и при помощи прикладного анализа поведения (АВА)

В предыдущей статье я рассказала о простейших функциях, которые может выполнять наша речь, сегодня расскажу о функциях, вроде бы речевыми не являющихся, но имеющих к речи прямое отношение. Расскажу, и узнаем, почему. А заодно - и почему слушает и не слышит, смотрит и не видит.

А в этой, этой , этой и этой статьях - вся предыстория. Почему и как вообще АВА - и вдруг занимается речью.

Что бы там не говорили сторонники игрового подхода к обучению вообще всему, обучение речи, как ни крути, сколько бы ты вокруг ребенка не скакал, обязательно сведётся к рано или поздно прозвучавшему "скажи" и "повтори". Окей, не прозвучавшему. Пусть подразумевающемуся. Все эти пояски вокруг ребенка с хлопками и песнями цель имеют одну - чтобы он, наконец, ИМИТИРОВАЛ. Развитие речи, как ни что другое, иллюстрирует тот тезис, что человек - существо социальное. Нет социума - нет речи. Дети-маугли не говорят. Дети с отсутствующей имитацией не говорят тоже. Маленькие дети повторяют абсолютно все - и речь тоже, так учатся. Не повторяют - не учатся, не развиваются. Поэтому, собираясь обучать ребенка речи, мы обязательно должны оценить, имитирует ли он, повторяет ли. 

Оцениваем имитацию моторную - повторяет ли ребенок движения, и имитацию вокальную - повторяет ли звуки и слова. Если не повторяет звуки, но есть моторная имитация - отлично, она ступенька к вокальной. Зная методику, мы можем перевести ребенка от одной к другой, и научив повторять звуки, доведём и до слов, а слова научим использовать по функциональным категориям - научим просить, называть, предметы, отвечать на вопросы. Если нет и моторной - она и будет первой целью коррекции.

Также прямое отношение к обучению ребенка имеет состояние его визуального восприятия. Специалисты знают, что слух физический и слух фонематический, умение различать звуки речи - ни разу не одно и тоже. Слух физический может быть в норме, но ребенок тем не менее звуки речи не различает. То же касается и визуального восприятия - зрение ребенка сохранно, но при попытках предъявить ему визуальный материал - карточки, пособия - либо яростный протест, либо странное непонимание - хотя вроде задание-то элементарное. Элементарное - но ребенок его НЕ ВИДИТ.

Нарушения зрительного восприятия, как и слухового поодиночке ходят редко, обьединяясь и с другими сенсорными нарушениями и давая впечатляющую картину ребенка в своем мире - по всем исследованиям нормальный, но смотрит сквозь тебя, речь не слышит и не понимает, не видит куда садится и по чему идёт, сшибает углы, не вписывается в дверь, не может ездить на самокате и велосипеде, укачивается в транспорте... Эти дети не говорят, им бы вообще понять, где они и кто. И проблемы их восприятия надо решать прежде, чем думать об общении с ними.

И, наконец, для того чтобы ребенок говорил, ему необходимо знание о функциях, характеристиках и категории объекта обсуждения. Даже простая просьба - Пить! - подразумевает это знание. Говорим пить - подразумеваем воду, вот это вот жидкое и прозрачное в стакане. Мы знаем что вот это жидкое (характеристика), прозрачное (характеристика), можно пить (функция). Без достаточно полного знания о воде попросить пить мы не можем. Что уж говорить о диалоге! Что ты сегодня кушал в саду, куда мы пойдем, с кем ты дружишь... Любой диалог основан на понимании функций, характеристик и категории. Корова - это животное, которое даёт молоко, имеет рога и копыта. Только зная это, мы можем обсудить корову, не раньше.

Вот так вот все непросто. Непросто, но возможно для коррекции. Если разложить все цели и функции по полочкам, а каждую полочку - по степени усложнения. Тогда мы будем точно знать, что ребенок находится вот на этом уровне. Значит следующий уровень у него этот. А к этой функции нас ведёт эта, эта и вот эта, значит их сначала и формируем. В следующей статье - о конкретных диагностических материалах.

Больше интересного о развитии ребенка и связь с автором

На сайте

В телеграме

В ВКонтакте

 

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц